Феликс ЧЕЧИК |
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Памяти И. А. Рапопорта
1
«Ориентир – сосна со сломанной верхушкой», а значит не до сна, – и на передовой убитый капитан с единственною пушкой и с верою в груди ведет неравный бой.
Во сне идет война и гул ее несносен, и кровь во сне красна – красней, чем на миру. Ориентир – сосна, нет, не сосна, а сосен вечнозеленый гул в Серебряном бору.
Бой отгремел. Затих. Покой нам только снится. И снова капитан командует во сне. Хор ангелов поет. Пшеница колосится. Как если бы в раю, а может быть во мне.
2
Еще вчера дрожал земной под сапогами шар, но вдруг стал болью головной обрубленный кошмар.
Их увезли – не стало их, как вторчермет и хлам, однажды прямо из пивных на остров Валаам.
Исчезли раз и навсегда. Как если бы душа – пятиконечная звезда над озером взошла.
3
Я сердце на замок запру; и голову склоня, прикуриваю на ветру от Вечного огня.
Нет слез – все высохли давно и стали солью аж. Документального кино убитый персонаж.
* * * Поговорим без посторонних – не в счет полночная звезда; холодный свет одной из Бронных мы не забудем никогда.
Нам выпали сплошные решки и улетели все орлы. Сидим у двух сестер в кафешке, где перевернуты столы.
Твоя печаль, моя тревога, ученики не первый класс. Ах, сестры, не судите строго, не выпроваживайте нас.
Сварите нам покрепче кофе, налейте коньяку по сто, чтоб о грядущей катастрофе уже не вспоминал никто.
А мы вам сбацаем вприсядку и на два голоса споем. И неразменную десятку без сожаления пропьем.
* * * Мы не мечтали о таком ни в первом классе, ни в десятом: обнимемся под потолком, расстанемся под снегопадом.
Кружи над школой летний снег, и не мешай ночному бденью, где поседевший человек танцует с собственною тенью.
* * * Быстротечность увяданья, умирание травы. Притупляются с годами ощущения, увы.
Так я думал по дороге из больницы, где моя мама умирала от лейкемии а по левую руку чуть ли не до небес простирался выгоревший луг и глядя на него и вдыхая сладкий запах я понял как это ни банально что жизнь прекрасна потому что справедлива и прекраснее ее только смерть, которой нету вовсе, смерть – синоним слова «вновь». Только память. Только осень. И любовь.
* * * Сердце камнем скользит по воде, гладким камнем, сбиваясь со счета, не готовое к новой беде – той, что не заржавеет у чёрта.
Тишина…темнота… ни души… Как на сцене, но после спектакля. Лишь о чем-то поют камыши и о чем-то безмолвствует цапля.
Год за годом лежало на дне, – утром плакало, вечером пело. А потом возвратилось ко мне и уже никого не жалело.
Прага-Вена
1
Настоящие чехи и чешки и опять виртуальные мы; переждем этот ливень в кафешке и останемся в ней до зимы.
Будет ветер над старою Прагой и вертеть и крутить флюгера и бездомное сердце дворнягой в тесной клетке скулить до утра.
Мы «У Швейка», как будто на Бронной, разливным догоняясь «козлом», за процессией похоронной наблюдая, взгрустнем о былом.
Были? Не были? Быль или небыль? Замерзает сухая вода. Левантийским безоблачным небом мы упьемся с тобой навсегда.
Ночью хлопотной, ночью холодной протрезвеем и станем, как все, на прощанье, обнявшись на взлетной, не размеченной полосе.
2
Растранжирил – бездельник и мот, разбазарил – какая досада, райских яблок сентябрьский мед и прелюдию листопада.
Ничего не оставил себе, кроме скучной тщеты на бумаге, – остается в больном декабре вспоминать о сентябрьской Праге.
Вспоминать и шептать, как в бреду, европейскую метеосводку, и литовскую на меду ананасом закусывать водку.
А на улице + 27. Новогодняя елка нелепа. Смотришь на небо – чем не Эдем? – и билет покупаешь на небо.
3
Вероятность того, что умру, вызывает усмешку. Я стою на осеннем ветру и любуюсь на чешку.
И она улыбается мне: и светло, и беспечно. Вероятность бессмертья вполне очевидна, конечно.
А на Вацлавской площади, вдруг посреди листопада, в сотый раз попаду в третий круг вожделенного ада.
Бесконечная вечная жизнь. Пролетело две трети! И стоит, на копье опершись, грустный ангел бессмертья.
Квадратное дерево
Квадратному дереву грустно: ни влево, ни вправо, ни вверх, – сегодня во имя искусства унизил его человек.
Квадратное дерево или квадратное пугало, и его шевелюру остригли, – всё лучшее отсекли.
Подрезали ветки, как руки, и коротки стали они. Смеются друзья и подруги, и даже замшелые пни.
Квадратность сначала смущала, стращала приходом конца, а вскоре отечеством стала для крохотного птенца.
* * * Здесь всё другое: я другой, и воздух, и язык, и треск улиток под ногой напоминает крик.
Я променял на ближний Ost вдруг ставший дальним West. Но неизменна сумма звезд от перемены мест.
_______________________________________________
Феликс Чечик родился в Пинске, окончил Литературный институт имени Горького, стажировался в институте славистики Кельнского университета, автор поэтических книг «Мерцающий звук», «Прозаизмы», «Муравейник» и «Алтын», член Союза русскоязычных писателей Израиля. Живет в городе Натания (Израиль). |