№17 2012


Содержание


Анна Людвиг (Германия). «Я росла под надзором Атлантов…». Стихи.
Семен Каминский (США). Гудбай, Руби Тьюздэй. Рассказ.
Владимир Порудоминский (Германия). Странники. Рассказ.
Мария Розенблит (Эстония). Брошка. Рассказ.
Лариса Щиголь (Германия). Стихи разных лет. Стихи.
Инна Иохвидович (Германия). Отцовская кожанка. Рассказ.

Михаил Хейфец (Израиль). Спасти камер-юнкера Пушкина. Повесть.

Павел Грушко (США). Четверостишия. Стихи.

Алексей Ланцов (Финляндия). Перекати-море. Верлибры.

Юрий Герловин (Германия). Северная Пальмира. Стихи.

Балтийские строфы
Елена Скульская (Эстония). Триптих. Стихи.
Юрий Касянич (Латвия). Рижская метель. Стихи.
Виталий Асовский (Литва). На старом пустыре. Стихи.

Сергей Пичугин (Латвия). Времена любви. Стихи.

Молдавская тетрадь
Лео Бутнару. Открой книгу. Стихи.
Сергей Пагын. «Кончается прозрачный керосин…». Стихи.
Михаил Поторак. Корабли. Миниатюры.
Александра Юнко. Время вечернего чая. Стихи.
Вика Чембарцева. Однажды зимой. Стихи.
За стеной Кавказа
Владимир Саришвили (Грузия). «Жизни поток…». Стихи.
Тамерлан Тадтаев (Южная Осетия). Русская рулетка. Рассказ.
Молодые голоса
Полина Витман (Израиль). «листья фикуса под ногами...» Стихи.
Кристина Маиловская (Финляндия). Обыкновенное чудо. Стихи.
Голос минувшего
Ольга Бешенковская (Германия). «Знаю: Родина – миф...». Стихи.
(публикация Алексея Кузнецова)

Новые переводы
Отт Ардер. Образ жизни. Стихи.
(перевод с эстонского Елены Скульской)

Бируте Марцинкявичюте (Мар). Вильнюсский ноктюрн. Стихи.
(перевод с литовского Виталия Асовского)

Петербургские династии
Петр Ильинский (США). Следы на бетоне. Статья.
Людмила Агеева (Германия). Дети счастливого дома. Статья.

Елена Крикливец (Белоруссия). «Хочу все наши дни…». Стихи.

SnowFalling

Михаил ПОТОРАК

МОЛДАВСКАЯ ТЕТРАДЬ

КОРАБЛИ

Зачем-то я всё это помню: мачты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги, бушприт, утлегарь (и бом-утлегарь, конечно), и это всё укреплено стоячим такелажем: штагами, вантами (ступеньки в вантах называются забавным словом «выбленки»), а на мачтах – реи, гафели и гики, а на них паруса: фок, грот, бизань, марсели, брамсели, бом-брамсели, стаксели, лисели и кливера…

Мне это давно не нужно – совершенно не нужно. Я никогда не был моряком и наверняка уже никогда не буду. Это имело смысл, когда я был маленький, и мы с пацанами делали кораблики или смотрели кино про пиратов. Можно было хоть понтануться знанием этой ерунды, но эффект был весьма кратковременный и слабый – мы не любили понтов, мы уважали полезные умения и полезные вещи. Мой самодельный парусник был увешан умными, прекрасными, непонятными словами, но сработан был неуклюже и совершенно не держался на воде. Мог ли он соперничать с Мишкиной моторкой – электрической, пластмассовой, стремительной?

Лет двадцать спустя, в какой-то забегаловке, пил я со случайным человеком жуткое коричневое пойло. На этикетке бутылки с пойлом был кораблик, в котором я узнал «Золотую лань» Дрейка.

– Это «Золотая лань», – сказал я. – Знаменитый английский галеон шестнадцатого века…

– А не хрен ли с ним? – спросил мой собутыльник.

– А действительно?..

Еще это имело смысл, когда сын подрос до корабликов: мы клеили парусники из бумаги, лепили из пластилина, выстругивали из деревяшек, и я радостно экзаменовал парня по деталям такелажа, рангоута и парусного вооружения. Мы запускали в парковом прудике фрегаты из коры и листьев, и с каким наслаждением я советовал: «Брасопь паруса к левому борту, он тогда пойдет бейдевинд!» И сын меня понимал! Он заучил всё это не хуже меня, и для него это тоже звучало музыкой, и это было настоящее счастье.

Потом сын подрос, у него появилась куча новых интересов, и парусные модельки превратились в обычную детскую коллекцию, деталь интерьера. Когда бываю у сына, иногда подхожу, рассматриваю, называю по именам: «Катти Сарк», «Фермопилы», «Надежда», «Меркурий»… Прикасаюсь, бормоча, оживляя в памяти волшебные слова: «Руслени, топенант, эзельгофт…» А ничего не оживает. Никакого волшебства в этих словах больше нет – это просто детская коллекция, пыльные дохлые бабочки, приколотые ко дну конфетной коробки.

Вообще я намерен жить довольно долго, но даже по моим подсчётам, приближается середина… То есть, день, когда вся эта прелесть кончится – уже в обозримом будущем. Думаю, в этот день они и оживут – корабли, намертво уснувшие в моей памяти.

Поднимется ветер – легкий, прозрачный бриз – и серенькую душную пыль, покрывающую палубы, снасти и паруса, сдует куда-то, непонятно куда, наверное, в то самое небытие, куда провалится мое тело. А ветер усилится и заколышет невесомое ситцевое небо, и оно захлопает, как белье на веревке, замельтешит перед глазами, закрывая обзор, а когда откроется – корабли будут уже далеко в море.

Прогулка

Мы гуляем. Я не очень люблю такую погоду – на весеннем солнце кажусь себе каким-то пыльным, старым и не совсем настоящим. И мир не совсем настоящий: тусклый, скучный весь – как из мешковины. И какая-то абсолютно неживая хрень просвечивает свозь рядно мира, сквозь меня и сквозь всю нашу компанию. Компания внушительная: вчерашний я, позавчерашний я, я на той неделе, еще дюжины две чем-то похожих на меня типов и собственно я. Кое за кем из нас ползут тени, ещё несколько теней ползут просто так – без хозяев. Временами к нам присоединяется шумная воробьиная кодла, предводительствуемая мелким полуденным демоном. Через них тоже просвечивает.

Ветрено. Ветер теплый, упругий, но дышать им нельзя – это не воздух. То есть, воздух в нем тоже есть, но мало, не хватает. Вдыхаешь, вдыхаешь – а ни фига, пусто внутри. Зато в нем есть всякие мелкие предметы: обрывки пакетов, бумажные деньги, прошлогодние листья. Ветер выхватывает у меня изо рта табачный дым, скатывает его в мохнатые шары и уносит с собой.

В бледном небе висит единственное большое облако, похожее на темно-синего павлина. Голова у павлина невнятная, полупрозрачная, исчезающая. Зато довольно отчетливо виден нехилый такой хвост, и павлин его на нас как бы кладет.

Ничего особенного

Ничего особенного. Просто вдруг чувствуешь, что как-то оно полегчало. Особых поводов для радости нету: вот разве что легко, без одышки взбежал по лестнице, перепрыгивая через три ступеньки, ну еще девушка на улице встретилась ужасно хорошенькая и посмотрела с явно фальшивым безразличием. Глазком серьезно так сверкнула и волосы поправила. А я иду себе дальше, и у меня морда сама собой становится такая хитрющая, что кошка на крыше гаража перестает вылизывать задницу, всматривается в меня и чихает.

Когда вот такой фигни наберется побольше – оно и отпускает… То самое оно, которое я называть не хочу. Да и не знаю названия. Тухлые рыбьи пасти, вцепившиеся в сердце, в виски, в суставы. Мотивационный кризис, сука…

Отпускает всего самую чуточку, но этой чуточки хватает, чтоб проснулось любопытство, и я верчу носом по сторонам: та-а-ак, и чего у нас тут? А у нас тут потихоньку начинается ночь. У орущих во дворе детей становятся вечерние лица и голоса, бухой сосед лирично икает на балконе. В небе сонно гудит самолёт, и пассажиры спят, спят. А экипаж не спит, ему нельзя, но все зевают: и первый пилот, и второй пилот, и остальные тоже зевают, до хруста в челюстях. Только одна стюардесса не хочет спать – остановилась в проходе, замерла и думает: «Господи, это я? Это я лечу тут сквозь ночь совершенно одна на свете?»

Сапог

У нас еще тепло. Осень ощутима пока только в легких ехидных намеках ночного ветра, в хриплом баритоне подросшего за лето скворчонка, в неуловимых моментах беспричинной печали. Поверхность пруда потихоньку перестает бездумно гонять блики и начинает всё строже и пристальней всматриваться в небо. Это время первой осенней рыбалки. Дети берут самые крепкие удилища, с самыми толстыми лесками и громадными острыми крючками. Наживку не готовят, потому что не рыба нужна им – нет, не рыба! А нужен им старый башмак-утопленник по прозвищу Сапог. Рыбы уж знают и даже не суются. Это не их день, им должно лишь смотреть и пускать пузыри.

Сапог тоже пускает пузыри, но намеренно направляет их в сторону, чтоб забулькало не над ним, а в другом месте. Он не собирается становиться легкой добычей! Однако и дети хитры – и не ведутся на уловки, ибо знают, с кем имеют дело. И всё же никогда еще, никогда никому не удавалось выловить коварного старца ранее сумерек. Он любит ловиться именно в сумерках, когда появленье его из глубин выглядит таинственно и страшно. И дети принимаются дико вопить в полупритворном ужасе. «Тятя, тятя! – вопят они. – Наши сети притащили Сапога!»

«Какая-такая Тятя? Какие, нафиг, сети?», – каждый раз удивляется Сапог, мокро и грузно вися на крючке. Он не знает стихов Пушкина, он полагает, что маленькие паршивцы то ли издеваются, то ли бредят от страха. Его вытаскивают на берег, выливают воду и уносят в дом. Пруд успокаивается, замирает и принимается отражать ночь. Этим кончается лето.

Весной и летом Сапог занимается лягушками. Лягушки-девочки по очереди прячутся в нем, и сидят в самом его носке, выращивая на головах серебряные короны из воздушных пузырьков. Сапог становится драконом, и мускулистые рыцари-самцы вызывают его на бой. Они бьются о его вечную, стальную кирзу с такою страшной силою, что принцессы восхищённо пугаются, выскакивают и начинают метать икру. Сапог притворяется убитым, и довольные рыцари победно окропляют икру молоками а потом выскакивают на поверхность и громко хвастаются. Потом для головастиков Сапог становится то таинственной пещерой, то страшной щукой-лягушкоедом, а позже просто домиком, маленьким и тесным. И вот когда головастики вырастают из Сапога, когда им становится с ним скучно – тогда мир чувствует приближение осени.

Осенью и зимой Сапог занимается мышами. Сначала мыши даже не хотят смотреть в его сторону, потому что от него пахнет лягушками, и мыши ревнуют. Но потом пробуждается печка, сапог высушивается и пахнет теплом, покоем, домом. Мыши переносят в него вещи и запасы и начинают зимовать. Большую часть холодного времени Сапог спит, а мыши в нем шебуршатся, пищат и безумствуют. Бывает, они расшалятся так, что Сапог просыпается. Тогда в его темных недрах оживают древние дремотные сказки, и мыши слушают их и спят. Тихо становится в доме и на всём свете. Снег идет.

Но выспавшись, набравшись сил, мыши каждый раз начинают безумствовать еще пуще. И однажды они так надоедают Сапогу, что он выходит из себя. «Всё! – думает он. – Нету сил моих больше! Утоплюсь!» Понятно, что это он сгоряча так думает, но мыши всё равно обижаются – собирают барахло и выселяются. Тогда уж по-настоящему обижается Сапог: «Не, ну нормально? Теперь уж точно утоплюсь – назло!» И на этот раз он в своём решении тверд, и в мире начинают таять льды и снега. Когда оттаивает пруд, дети выносят Сапога на улицу, собираются в трагическую процессию и запевают душу рвущую песню:

А Мо-ори Чио-о-о-рррна-ае

Риве-е-ла и-и-и стана-а-а-ла…

С песнею несут они Сапога топить. И когда песня кончается, раздается громоподобный плюх! И все рыдают и ржут. Ну, тут и весна приходит.

Андрюха

Снилось что-то хорошее, но вспомнить не могу – сон исчез. Только летают в пустоте серые шерстяные клочки, и ещё немного слышны остатки запаха – прохладного, травяного…

А, это не из сна – это тети Валина кофта пахнет. Тетя Валя от нас ушла уже давно, а кофта осталась, и я в ней теперь сплю. Отец хотел выкинуть, но я не дал. Сказал, что мне надо – и всё. Он даже не бурчал, не то чтоб руки распускать, как раньше. А то у меня разговор короткий: закопаю на огороде рядом с мамой, Наташей и Рексом.

Вообще-то, там только Рекс закопан по-настоящему, потому что я видел как он умер. Я тогда до вечера ждал, чтоб он ожил, но он не ожил. И я его закопал и поставил крест. Потом, правда, поперечную палочку я отвязал, потому что тетя Валя сказала, что Рекс некрещеный. А мама и Наташа были крещеные, поэтому у них кресты стоят. Их я тоже не сразу похоронил – только когда убедился, что они умерли. Сначала ждал-ждал. Даже когда отец сказал, что они не вернутся, потому что они как бы умерли, я всё равно ждал, ещё долго. А потом понял, что нет смысла, и похоронил их. Отец выдернул кресты, но я сделал другие, и пообещал, что если он к могилам ещё раз сунется, я и ему крест поставлю.

Могилы тревожить нельзя! Потому что, если потревожить – то покойники потом являются. Помню, как я испугался, когда мне летом мама явилась и с ней еще большая девочка, похожая на Наташу. Самое страшное, что они были совсем как живые, только лица у них были мертвые и запах очень чужой – живые так не пахнут. Они меня звали к себе, хотели, чтобы я тоже умер, но я закричал и убежал, а потом отец их прогнал и сказал, что мне показалось. И что девочка на Наташу совсем не похожа… И что больше он никогда меня пальцем не тронет, и могилы не тронет.

С тех пор мы с ним только один раз поругались – из-за тети Вали. Я тогда о ней заговорил, а он вдруг начал кричать, что я псих, и что никакой тети Вали нету. А я ему говорю, что, мол, сам он псих, и что теперь-то уж конечно нету – ушла потому что! Потому что кто с таким, как он, будет жить? А про себя тогда еще подумал, что и я, честно говоря, не подарок. Ну, есть в кого, вообще-то…

А он мне орет, что ее и не было никогда. А я ему ору, что как это не было, когда вот кофта! А он мне – что эту кофту я с помойки сам притащил. Потому что вечно всякую дрянь в дом таскаю.

Тут я обиделся. Во-первых, если и таскаю – то не дрянь, а очень полезные вещи! Войлочный сапог вот принес – и в нем потом одна мышка сделала гнездо и родила маленьких. А во-вторых, как я мог принести эту кофту с помойки? Какой дурак выкинет на помойку такую хорошую вещь? Поэтому пусть не морочит мне голову – я прекрасно знаю, что была у нас отличная тетя Валя, она со мной разговаривала и пела мне, и вообще нам с ней было хорошо. А что с отцом она не разговаривала – так о чем с ним говорить? Короче, наорал я так, что самому стало противно…

Вышел я на улицу, лег прямо в снег и начал умирать. Но не успел, потому что отец тоже вышел и лег рядом. И мы так немножко полежали, а потом пошли домой. Вот ведь, всякие глупости хорошо помню, а хороший сон вспомнить не могу… Можно бы попробовать снова уснуть, но он уже не приснится – проверено.

И тут мне что-то мокрое ка-ак шаркнет по голой ноге! А я ка-ак заору! Вскакиваю. А на постели сидит такой маленький волосатый типчик – довольно толстенький, весь серый, с черными ушами и черным носом. И хвостом машет.

На крик отец с улицы прибежал.

– Проснулись, пацаны? Знакомься, Андрюха, это Рекс.

_______________________________________________

Михаил Поторак окончил факультет журналистики Кишиневского университета, учился и играл в театре-студии. Работает директором музея, руководит детским театральным коллективом. Публиковался в региональных журналах и сборниках. Живет в селе Иванча (Молдавия).

 

 

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.