Кирилл КОЗЛОВ |
МОЛОДЫЕ ГОЛОСА
У ТРЕХ МОСТОВ
Поэма
1
А ты ушла в подтаявший туман…
2
Шпаргалку не положишь мне в карман – пространство я решал за два урока. Пространство не решалось – стыд и срам!.. Вдали мерцал неосвященный храм и область мерил взглядом одиноко.
Мне с малолетства не хватало книг. Душа лишь издавала скорбный крик и тыкалась в углы бездумно, слепо. Ведь если был счастливейший момент, когда б исчез бесчувственный запрет, то начинался он с простого лета.
Не виден след межзвездной полосы… Который день гляжу я на часы и забываю вставить батарейку, Костяшками хрустит на кухне стул… И где-то луч рассветный обогнул разбитую озерную тарелку.
А я молчу, плечами пожимая – быть может, ты придёшь не позже мая, и будет светел наш совместный путь? Лед невский расхрустелся, как печенье, и мне дано одно лишь порученье – играть «ва-банк», и всем, что есть, рискнуть.
3
Но что осталось? Пепел сигарет, роскошность припаркованных «карет», которые привозят из Берлина? Вновь нет движенья: кто-то брякнул «Стоп», и в городе серебряных мостов полночный ангел грелся у камина.
Рискует тот, кто может рисковать, рисует тот, кто может рисовать, прощает тот, кто топчет снег на крыше. Но если верить в то, что проклят плен, То ни один написанный катрен Не станет знаком, что ниспослан свыше.
Пусть ветер, снег фантомный напустив, не знает, что потерян негатив, и не увидят всех его чудачеств. Столетьями великий Петербург Меняет, не спросясь, господ на слуг, вводя для них понятие «чердачность».
Уснут катрены, созданные дерзко – и жизнь пойдет по ложному отрезку, пусть даже не согретая весной. Спасают здесь не сутки и не двое, а чувство настоящее, живое, рожденное стозвучной тишиной.
4
Диагональной прорезью холста, последним вздохом пастыря Христа, молчаньем в век, закрытием сберкассы мой город наполнялся, как бутыль, и нищий у метро, обняв костыль, навеки проклял «Гернику» Пикассо.
Ботинки жмут и шаг нелегок мой. Я, верно, перепутал дом с тюрьмой, покой – с простым гаданием на картах. Ушедший век, тебя ли воскрешать? Ушедший сон, тобою ли дышать?
5
Вновь нет гостей на ужине у Канта.
6
Без летоисчисления Луки, без нежного тепла твоей руки проносятся унылые недели. Скопив число нарушенных границ и выплакав овалы двух глазниц, душа зимует в изможденном теле.
И разберись, попробуй – кто на троне… Минут пятнадцать ехать на метро мне, чтоб дать монету наглому жрецу толкучек, эскалаторов, пикетов, бульварных книг, раздавленных букетов, презрения и к Сыну, и к Отцу.
7
Вновь горизонта видимый пунктир, вновь тишина пустующих квартир, вновь те огни, что быстро отсияли… И снова тот февральский, мокрый снег, и снова тот стремительный побег, и снова тот побег – не от себя ли?
Вновь в трубке отдалённые гудки, И вновь те дни, что сладки и горьки, те дни, что мы обычно жизнью кличем… И снова город в Дантовых кругах бесстыдным адским пламенем пропах, не веря, что не встретит Беатриче.
И я пойду дорогой трех мостов, чтоб все-таки добраться до основ – пусть фонари сгибаются сиротски… Но эта ночь – ее ведь больше нет, и даровитый ласковый рассвет наносит, как обычно, лессировки.
Где б не была ты – взмой же в небо птицей и за полет не бойся поплатиться – таких понавидались мы угроз! Ты только возвращайся, скинув свитер, скорее возвращайся, но не в свите Персоны в белом венчике из роз.
8
Усни в траве. Из памяти сотри паркет наборный в стиле «маркетри», четыре составляющие шага: Раздумья. Мост. Часы. Каблучный стук… Мне не сойдёт моя влюблённость с рук, и я боюсь – не стерпит все бумага.
Размолвка стрелок – норма бытия. Сорвавшись на последней ноте, я почувствовал микроны капель пота – соленая спина и сладкий сон, в котором я в поэты занесен, хоть не писал вовеки писем с Понта.
«h – 7». Ты можешь жертвовать слона… Кричала недовольно тишина: «Зачем тебе сорить фольгой короны? Играть – играй, и жертвуй хоть ферзя, любовью же пожертвовать нельзя, вступая в Петербург белоколонный».
Суровый Зевс не слышит поступь Леды. Я знаю: ты совсем не веришь в среды, как впрочем, ты не веришь в четверги. Лишь голубь, на плече Невы белея, успел понять, что станет вечер злее и потому не выкормит с руки.
9
Ты слышишь, я прощения прошу за то, что снова о тебе пишу, воссоздаю твой образ по старинке. Но мне не верят – голос слишком пуст. Не верят ни на площади Искусств, ни на Кузнечном, суетливом рынке.
А ветер опускался на гранит… Он верил в недописанность сюит, в несыгранность и в недоговоренность. Но что такое жизнь с приставкой «не», когда в воскресном, беспокойном сне река Нева сама с собой боролась?
Зачем приставлен к гению палач? И почему все время слышен плач, который я к грехам своим добавил? Листал мой город дорогой буклет, в котором кто-то дельный дал совет как стать столицей Самых Честных Правил.
Казалось, сотню улиц насчитал я, казалось, снег не слишком быстро таял, и я, казалось, не тебя искал. Экзамен провалил последний с треском, всю душу растерял – ведь посмотрелся я за день сразу в несколько зеркал.
10
Терялся взгляд в маршрутных номерах – терялся взгляд, и появлялся страх, сопоставимый с неиспитой чашей. Кумиров старых стали в лом сдавать, а с обретенных начали сдувать пылинки с ювелирностью тончайшей.
Не все ли вам равно – кого ругать, кого любить, кого оберегать, кому, в конце концов, писать «телеги»? Чьи песни просто петь, чьи – нараспев, кого теперь духовный терапевт найдя печать, возьмет к себе в коллеги?
Я ж потерял научный инвентарь, и кто-то раззвонил, что я бунтарь, что пересекся, видимо, не с теми… Слушок запущен, автор же – в кусты чужие примерять пошел кресты, служа зубодробительной «системе».
И я с тех пор забыл шедевры Клодта, стал изучать с упорством полиглота латинский окровавленный дифтонг. И руки вознося к седьмому небу, я понимал, что ни минуты не был тем, кто тебя теперь дождаться мог.
11
Вдруг вспомнилась вальяжность хризантем… И вспомнилась, конечно, не затем, чтоб вновь решать пространство через синус. Услугами мелькал Гостиный двор, но не об этом, впрочем, разговор – душа к тебе по-прежнему просилась.
Ты помнишь эту ветреную высь?.. Мобильной связью нынче не спастись (Сплошное разорение – тариф мой!). Не зная ни печали, ни обид я верил, что тобою не забыт и нёбо щекотал неспелой рифмой.
И может быть, я понял лишь тогда, зачем нужны большие города – чтоб стимул был решать пространство верно, забытый ужин быстро подогрев, ни разу не встречаясь с дамой Треф, пресытясь расписным салютом вербным.
…О Троице священной помнить надо. В кармане ночь и плитка шоколада – конец одной из самых спорных драм. Лист бел и свеж, лишь по бокам – по кляксе, я жду тебя. Я ждать тебя поклялся, войдя опять в неосвященный храм.
__________________________________________________________________
Кирилл Козлов – родился в 1984 году в Ленинграде. Автор книги «Возвышенный контраст».
|