№4 2006


Содержание


Александр Ковалев. Время пустых скворешен. Стихи.
Евгений Каминский. Деревья. Стихи.
Иван Зорин. Распятый по правую руку. Рассказ.
Дмитрий Каралис. Грустный июль. Рассказ
Иван Леонтьев. Питерский Гаврош. Рассказ.
Зинаида Такшеева. Кукушка. Рассказ.
Лев Мочалов. Я цену знал себе – служа стиху. Стихи.
Молодые голоса:
Петр Шабашов. Кляуза. Повесть
Анатолий Аграфенин. Улица Тундра. Рассказ.
Тревоги войны:
Виктор Югин. Кавказский узел. Очерк.
Евгений Лукин. Джаханнам. Поэма.
Олег Шабуня. На руинах Грозного. Записки репортера.
Андрей Распопин. Записки на шайтан-трубе. Воспоминания.
Запорожские гости:
Ярослава Невмывако, Анна Лупинос, Лорина Тесленко, Борис Ткаля, Ольга Лебединская, Игорь Литвиненко, Светлана Скорик. Стихи.
Карельские гости:
Тойво Флинк. Скрылась улица в тумане. Стихи. (перевод с финского Л.В. Куклина).
Голос минувшего
Лев Куклин. Эдинбургские скамейки. Рассказ.
Александр Новиков. Слово – Глебу. Очерк.
Анатолий Степанов. Пушкин и остальные. Заметки
Геннадий Морозов. Гений чистого бельканто. Очерк.
Владимир Полушко. «Повелели мы учредить». Статья.
Сергей Цветков. Весна в Арморике. Путевые заметки.
Елена Елагина. Художник Андрей Ушин. Эссе.

SnowFalling

Владимир ПОЛУШКО

«ПОВЕЛЕЛИ МЫ УЧРЕДИТЬ ТЕАТР»

К 250-летию Александринского театра

30 августа 1756 года дочь Петра Первого императрица Елизавета подписала указ, в котором говорилось: «Повелели мы ныне учредить Российский для представлений трагедий и комедий театр…». С этого дня идет отсчет истории российского профессионального театра.

Директором театра был назначен первый русский драматург А. П. Сумароков. Основу труппы составили актеры-любители из Ярославля под руководством Ф. Г. Волкова. За несколько лет до этого Сумароков сумел организовать гастроли ярославцев в Петербурге. Представленная ими трагедия «Хорев» произвела сильное впечатление на столичную публику (а главное на императрицу!) и пятеро из ярославцев были определены в Кадетский корпус, где получили лучшее по тем временам образование.

К середине ХYIII века Петербург был уже вполне театральным городом. Здесь постоянно работали французская и немецкая драматические труппы и итальянская опера. Конечно молодому русскому театру трудно было конкурировать с иностранцами. Тем более что содержания ему положили в несколько раз меньше, а помещение отвели в Головкинском каменном доме на Васильевском острове (сейчас на этом месте расположен Институт живописи имени И. Е. Репина). Тогда это была глухая окраина, а в пору осеннего ледостава и весеннего ледохода еще и малодоступная. Иностранные же артисты выступали в особняках на Адмиралтейской стороне в центральной части города.

В 1759 году Сумарокову удалось добиться того, чтобы Российский театр стал придворным. Это сразу повысило статус, укрепило материальное положение, но и усилило зависимость от власть имущих. Тот же Сумароков испытал это на себе – в 1761, не поладив с Придворной конторой, он был вынужден уйти в отставку. Его преемником стал Ф. Г. Волков, который не только был ведущим актером, но и проявлял недюжинные организаторские способности. И не только в делах театральных. Волков стал одним из активных участников заговора по возведению на трон Екатерины II. Несомненно, его ждали большие награды и почести, которые были бы использованы на пользу театра. Но этому не суждено было сбыться. Он умер, жестоко простудившись в момент подготовки коронационных торжеств в Москве в 1763 году, будучи 35 лет от роду.

Во главе труппы стал Иван Дмитревский – один из «великолепной пятерки» ярославцев. «Волков дал нашему театру жизнь. Дмитревский – образование», – считали современники. И это была истинная правда. Дмитревский был не только руководителем труппы, но создал театральную школу, где воспитал несколько поколений великолепных актеров. Он стал одним из самых образованных людей своей эпохи. Единственный из русских актеров Дмитревский был избран действительным членом Российской академии наук. Он бывал во Франции и в Англии, изучал театральное дело, знакомился со знаменитыми актерами. При Дмитриевском русский театр вышел на уровень лучших театров Европы.

Представления давались в Большом каменном театре – это было первое специально построенное театральное здание в городе, располагавшееся на месте нынешней Консерватории. В новогоднюю ночь 1811 года здание было уничтожено пожаром. Спектакли стали играть в Малом театре. Это было деревянное здание, располагавшееся на месте сквера, где сейчас стоит памятник Екатерине II.

Патриотический подъем в период и особенно после победного окончания войны с Францией отразился и на культурной жизни страны. Российский театр стал национальной потребностью и гордостью. Было очевидно, что для него требуется новое помещение. В 1828 году архитектор К. И. Росси получает, как сейчас бы сказали, «госзаказ» и приступает к проектированию нового театрального здания. Можно считать, что именно с этого момента первый русский театр, становится не просто придворным, а императорским, имперским. Строительство длилось четыре года и 31августа 1832 года, получивший по имени жены Николая I название Александринский театр, был торжественно открыт. В этот вечер давали патриотическую трагедию из русской истории «Пожарский», прославлявшую правящую династию, и «на сладкое» – балет «Испанский праздник».

Величественное здание Росси, роскошное убранство интерьеров, великолепное оснащение сцены – все это соответствовало облику главного театра империи. Под стать было и внутренне содержание. На многие десятилетия Александринский театр стал центром, где формировалась официальная культурно-эстетическая политика. На это было направлено все: тщательный отбор репертуара, бдительная цензура, воспитание актеров и публики. И все же живая современность, прогрессивные тенденции изредка прорывались на казенную сцену. То это была философская мощь трагедий Шекспира, то бунтарские устремления героев Шиллера. Порой неожиданные политические аллюзии обнаруживались в безобидном водевиле или слезливой мелодраме. Именно ради этого ходила в Александринку демократически настроенная русская интеллигенция.

В 1836 году здесь был впервые представлен публике «Ревизор» Н.В. Гоголя. На премьере государь-император изволил «очень смеяться», а когда дали занавес чуть ли не прослезился и, якобы, сказал: «Всем досталось, а мне больше всех». В дальнейшем именно на этой сцене увидели свет рампы пьесы Тургенева и Островского, Сухово-Кобылина, Чехова… В то же время таким шедеврам отечественной драматургии, как пушкинский «Борис Годунов» и лермонтовский «Маскарад» путь на сцену был надолго закрыт цензурой.

На протяжении всего XIX века Александринский театр оставался не только официальным, но и подлинно творческим лидером. Прежде всего благодаря богатству актерских талантов. Такого подбора актеров не было даже в Московском Малом театре, единственном театре страны, который мог реально конкурировать с Александринкой.

Но к концу века театральная ситуация стала меняться. Монополия императорских театров была нарушена не только в провинции, но и в столицах. Появление новой драматургии предопределило возникновение режиссерского театра. Показательна судьба чеховской «Чайки», которая с треском провалилась на сцене Александринки в 1896 году (хотя в спектакле участвовала великая В. Ф. Комиссаржевская и другие любимцы публики) и стала триумфальной победой только что родившегося МХТ в 1898.

Императорские театры все чаще оказывались аутсайдерами в конкурентной борьбе с новыми театральными образованиями. Многие выдающиеся таланты покидали казенную сцену, предпочитая рутинное благополучие рискованным творческим поискам. В общем, время требовало перемен и, хотя преодолеть инерцию казенной сцены было нелегко, перемены были неизбежны.

Оглушительной сенсацией стало приглашение в 1907 году в Александринский театр В. Э. Мейерхольда. Молодой режиссер, чьи новаторские поиски даже для МХТ и Театра В. Ф. Комиссаржевской показались слишком смелыми, стал художественным руководителем императорской сцены. Это казалось невероятным. Все предрекали скорый и скандальный уход Мейерхольда из Александринки. Однако он проработал здесь целое десятилетие и поставил ряд блестящих спектаклей, сумев найти общий язык и с великими стариками, и с молодежью театра. Символично, что премьера последнего мейерхольдовского спектакля «Маскарад» состоялась 25 февраля 1917 года. Это трагически мрачное, монументальное зрелище прозвучало мощным завершающим аккордом не только театральной, но и исторической эпохи. Наутро после премьеры театр перестал быть императорским, так как империя перестала существовать.

Вместе со всей страной театр переживал трудности и потрясения первых лет советской власти. Благодаря вмешательству А.В. Луначарского, который дал театру статус «Акдрамы», самых опасных разрушений удалось избежать. Главным достижением было то, что удалось сохранить труппу. Гораздо труднее было осваивать современную революционную тематику, привыкать к новым зрителям, к их запросам и интересам. Справиться с этими задачами без привлечения молодого поколения актеров было невозможно. И постепенно сформировалась плеяда молодых артистов, которым суждено было прославить ленинградский театр. Среди них Николай Симонов и Николай Черкасов, Александр Борисов и Юрий Толубеев, Константин Скоробогатов, В. Меркурьев, Владимир Честноков… Под руководством Л. С. Вивьена на протяжении десятилетий они оправдывали сохранившееся с имперских времен название «Театр прославленных мастеров».

В 1937 году во время пушкинских торжеств театр получил право носить имя великого русского поэта. Впрочем, для коренных ленинградцев-петербуржцев Пушкинский театр всегда оставался старой, привычной Александринкой. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Новосибирск. Сибиряки увидели лучшие спектакли знаменитого театра. Концертные бригады артистов 234 раза выезжали на фронт. Сразу после снятия блокады Пушкинский театр возвратился в родной город.

В послевоенные годы Пушкинский театр продолжал занимать лидирующие позиции среди творческих коллективов города. Достаточно вспомнить, что именно на этой сцене в 1955 году Г. А. Товстоногов поставил «Оптимистическую трагедию», триумфальный успех которой предопределил его назначение главным режиссером в БДТ. И хотя со временем стало очевидно, что появляются новые лидеры (акимовский Театр Комедии, товстоноговский БДТ), истинные театралы продолжали ходить в Пушкинский «на Симонова, на Черкасова, на Толубеева…»

После смерти Вивьена художественным руководителем театра стал И. О. Горбачев – великолепный актер, посредственный режиссер и очень, как сейчас бы сказали, эффективный менеджер – «администратор своего таланта». При Горбачеве театр словно вернулся в свое имперское прошлое. Он стал рупором самых официозных лозунгов и установок. Производственные и историко-революционные темы в репертуаре оттеснили классику на третье место. Отдельные творческие удачи еще случались, но по мере того, как уходили великие старики, театр все больше проигрывал в борьбе за зрителя. Театральным кассирам приходилось распространять билеты в Пушкинский театр «в нагрузку». При этом они утешали покупателей, особенно приезжих: мол, спектакль «не ахти», но зато увидите потрясающие интерьеры и убранство зала.

В 1981-82 годах торжественно и пышно отмечалось 225-летие Российского театра. Много было сказано громких и правильных слов о славной истории, о преемственности великих традиций. Но тем очевиднее становилась разница между величием прошлого и заурядностью настоящего. В оформлении юбилейного представления были использованы чудом сохранившиеся фрагменты сценического оформления мейерхольдовского «Маскарада». И никому ни на сцене, ни в зале и в голову прийти не могло, что до распада советской империи остается меньше десятилетия.

В перестроечные годы театр начал судорожно экспериментировать, бросаясь в крайности репертуарных поисков. Но больших творческих побед не снискал. И. О. Горбачева сместили с поста художественного руководителя, вернули наименование «Александринский», но и это мало помогло. В начале 90-х весь русский репертуарный театр оказался на грани выживания. Александринка, работавшая без режиссерского руководства, интуитивно искала спасения в классике, тем более, что качественной современной драматургии до сих пор так и не появилось. Множество молодых режиссеров получили возможность попробовать себя на прославленной сцене. Но почти все из этих работ прошли почти незамеченными и публикой, и критикой. Разве что постановки Г. Козлова и А. Галибина запомнились.

Несколько лет назад художественным руководителем Александринского театра стал известный московский режиссер Валерий Фокин. Две его постановки «Ревизор» и «Двойник» в стиле «Мейерхольд для бедных» воспринимаются, мягко говоря, неоднозначно. Но Фокин – опытный мастер режиссуры с богатым послужным списком, и его работа в Петербурге только начинается. Сейчас он репетирует пьесу Л. Толстого «Живой труп».

Гораздо более значительны достигнутые Фокиным административные успехи. Он сумел пробить решение о таком капитальном ремонте Александринки, какого не было за всю историю театра. И что самое удивительное, ремонт в полном объеме успели закончить к юбилею. Начато строительство малой сцены.

В сентябре артисты вернутся в обновленные старые стены, которым вернули былой имперский блеск. Первой премьерой станет поставленный греческим режиссером Т. Терзопулосом с актерами Александринки спектакль «Эдип-царь», которым откроется международный фестиваль, посвященный 250-летию Российского театра. В фестивале примут участие театры из Польши, Греции, Италии.

Будем надеяться, что Александринский, Пушкинский театр еще вернет себе звание «Театр прославленных мастеров».

_____________________________________________

Владимир Полушко – театровед, автор многочисленных публикаций в периодических изданиях, член Союза театральных деятелей.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.