№4 2006


Содержание


Александр Ковалев. Время пустых скворешен. Стихи.
Евгений Каминский. Деревья. Стихи.
Иван Зорин. Распятый по правую руку. Рассказ.
Дмитрий Каралис. Грустный июль. Рассказ
Иван Леонтьев. Питерский Гаврош. Рассказ.
Зинаида Такшеева. Кукушка. Рассказ.
Лев Мочалов. Я цену знал себе – служа стиху. Стихи.
Молодые голоса:
Петр Шабашов. Кляуза. Повесть
Анатолий Аграфенин. Улица Тундра. Рассказ.
Тревоги войны:
Виктор Югин. Кавказский узел. Очерк.
Евгений Лукин. Джаханнам. Поэма.
Олег Шабуня. На руинах Грозного. Записки репортера.
Андрей Распопин. Записки на шайтан-трубе. Воспоминания.
Запорожские гости:
Ярослава Невмывако, Анна Лупинос, Лорина Тесленко, Борис Ткаля, Ольга Лебединская, Игорь Литвиненко, Светлана Скорик. Стихи.
Карельские гости:
Тойво Флинк. Скрылась улица в тумане. Стихи. (перевод с финского Л.В. Куклина).
Голос минувшего
Лев Куклин. Эдинбургские скамейки. Рассказ.
Александр Новиков. Слово – Глебу. Очерк.
Анатолий Степанов. Пушкин и остальные. Заметки
Геннадий Морозов. Гений чистого бельканто. Очерк.
Владимир Полушко. «Повелели мы учредить». Статья.
Сергей Цветков. Весна в Арморике. Путевые заметки.
Елена Елагина. Художник Андрей Ушин. Эссе.

SnowFalling

Иван ЛЕОНТЬЕВ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГАВРОШ

Рассказ

Регистрация брака проходила на Английской набережной. На­род для меня был почти незнакомый, и я оказался предоставленным самому себе. Старинный особняк с красивыми интерьерами, ослепительными зеркалами, коврами, цветами создавал праздничное настроение. Много фотографировали в зале регистрации – отдельно молодых на лестничной площадке, потом с родителями жениха и невесты, со свидете­лями и, наконец, всех вместе на мраморных ступенях.

У подъезда особняка молодых ожидали свадебные машины с кольцами, лентами и цветами на капотах. На площади процессия остановились, и все напра­вились к Медному всаднику. Жених, высокий кудрявый блондин с черными глазами, доставал из багажника шампанское, фужеры и раздавал окружающим. Тут же хло­пали пробки, и разливалось шампанское. Со смехом и остротами ком­пания двинулись к памятнику. Под гребнем каменной волны все скучились, послышались выкри­ки, шутки и тосты. «Внимание! – раздался зычный голос молодожена. – Бьем посу­ду на счастье!»

Поблизости девушки держали под уздцы оседланных лошадей. Рослая девица подвела ко мне покорное животное: «Подайте на прокорм лошадям». Я остолбенел. До меня с трудом дошел издеватель­ский смысл ее просьбы. «Лошади должны работать», – с возмущением ответил я. Особа скривилась, фыркнула, бросив на меня пренебрежи­тельный взгляд, и, отходя, резко дернула за поводья бедную лошадь.

Участники свадебной церемонии направились к машинам. Невеста – высокая блондинка с голубыми глазищами в красной кофте – еле удерживая на полных загорелых плечах боа из страусовых перьев, двигалась впереди королевской походкой, свер­кая пикантным разрезом длинной юбки до самого бедра. Же­них наблюдал, чтобы никто не отстал, и шел последним. В это время две девицы загородили ему дорогу лошадьми. Рука жениха привычно нырнула за борт пиджака и выпустила оттуда несколько купюр.

Возле машин вертелись попрошайки. Отдельно от всех стоял аккуратно подстриженный мальчуган лет десяти в куртке и кроссов­ках. Он не суетился, и без ма­лейшего волнения смотрел на процессию. Меня особенно поразило его спокойствие. Я вначале подумал, что он находится в бедственном положении и поэтому должен чувствовать себя неуютно. Но никакой растерянности в его глазах я не видел. Было такое впечатление, что он вышел сюда на прогулку. Я, защищенный домашним уютом и пенсией, находясь на чужом пиру, чувствовал себя более неуверенно, чем он, не имеющий посто­янного куска хлеба и надежной крыши над головой.

Мальчуган ничего не просил. В его взгляде не было мольбы и страдания. Он прижался к пологому уступу рекламной тумбы и молчал, Мне казалось, что ему срочно надо чем-то помочь, но я не знал, как это сделать, и поэтому испытывал непонятную вину и не­ловкость.

Дул неприятный ветер. Небо заволакивали низкие мрачные тучи. Я поежился от прохлады. Мальчишка, наверное, тоже почувствовал холод, и запахнул куртку. «Где он будет сегодня ночевать? – ду­мал я. – Я вот уеду на шикарной машине с молодыми в рес­торан, а он останется здесь, и будет жаться к рекламной тумбе». Я достал свою единствен­ную десятку, которая была в кошельке на всякий случай, и спросил:

«На булочку хватит?»

«Добавлю», – ответил он спокойно и уверен­но.

«У меня больше нет, – смутился я своей бедности и показал на жениха, – попроси у него».

Наконец, компания собралась, и все начали рассаживаться. Я расположился на заднем сидении машины, не закрывая двер­цу, чтобы заранее не отгораживаться от бездомного. Мне было ужасно стыдно за свою беспомощность

«Счастливо вам», – сказал мальчишка, когда шофер завел маши­ну. Я готов был провалиться от стыда! Это я должен был помочь ему выпутаться из трудного положения и пожелать счастья. А полу­чилось все наоборот: он пожелал счастья мне, в общем-то, благополучному чело­веку.

«Иди, учись, дорогой! Иначе ничего не добьешься», – пробормотал я, мучаясь от бессилия.

Он ухмыльнулся.

Всю дорогу я ворошил свое безрадостное военное детство, когда тоже ходил порою с протянутой рукой, прося милостыню. Но почему у этого маленького человечка такое олимпийское спокойствие? Я и теперь частенько волнуюсь за свой завтрашний день, а он ни капли не беспокоится – спокоен, как сфинкс.

Мне вдруг пришла в голову мысль, что не от нуж­ды, пожалуй, этот мальчуган промышляет на площади. Он там имеет от молодоженов не копейки, а скорее – сотни. Ему даже не надо унижаться перед счастливыми людьми, доста­точно только руку протянуть. У него здесь свободы больше, чем у анг­лийской королевы, а ответственности – ни на грош. Если бы ему здесь было трудно, он бы давно убежал. Я подумал, что никакой он не бедный сирота, этот петербургский Гаврош двадцать первого века. Уж слишком у него невозмутимый вид. Так можно сидеть, когда чувствуешь уверенность и надежную защиту. Он, должно быть, не только себя кормит, а еще и своих покровителей, которые посылают таких вот попрошаек обирать сердобольных граждан.

Эх, другое время, другие нравы.

_____________________________________________

Иван Леонтьев – прозаик, автор книг «Сердце не камень», «Журавлиный крик» и других, член Союза писателей России.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.