№5 2006


Содержание


Александр Комаров. Давай, дорогая, уедем. Стихи.
Вильям Козлов. Наводчик. Повесть.
Юрий Лебедев. Край света начинается сегодня. Рассказ.
Николай Тропников. На шхуне. Дитя. Крошка хлеба. Рассказы.
Алексей Филимонов. Маленький враг. Рассказ.
Зинаида Такшеева. Епифан и Лейла. Рассказ.
Андрей Романов. Не сойдясь ни с этими, ни с теми. Стихи.
Молодые голоса:
Алексей Лебедев. В старом парке Победы. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Коммуналка. Повесть.
Андрей Кибитов. Пуля. Рассказ.
Сербские гости:
Момо Капор. Последний рейс на Сараево. Роман.(перевод с сербского В.Н. Соколова).
Уральские гости:
Геннадий Магдеев. Мечты сбываются. Рассказ.
Ростислав Евдокимов-Вогак. Опять настигает зима. Стихи.
Екатерина Полянская. Пережить бы ноябрь. Стихи.
Евгений Лукин. Рождественское чудо. Стихи.
Голос минувшего:
Нонна Слепакова. Когда, гуляя над Невой... Неизданные стихи.
Рецензии:
Александр Беззубцев-Кондаков. Прогулка по кунсткамере грез.
Кирилл Козлов. Высота русского слова.
Марина Дробышева. Человек, который сделал себя сам. Статья.
Виктор Прытков. Сосиски в тексте. Афоризмы.

SnowFalling

Марина ДРОБЫШЕВА

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ СЕБЯ САМ

Заметки о творчестве Михаила Шемякина

Михаил Шемякин и Петербург связаны неразрывно. Хотя художник и родился в Москве, а детство провел в Кенигсберге, где служил его отец. Сегодня Михаил Шемякин живет в США, в небольшом городе Клавераке, близ Нью-Йорка. Там он стал действительным членом Нью-йоркской академии наук и академиком искусств Европы.

Однако гений Петербурга все время влечет художника Здесь он учился в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств имени И.Е. Репина. В Эрмитаже копировал великих мастеров – Пуссена, Делакруа, Рембрандта. А в 70-годах прошлого века, объединившись с художниками-единомышленниками, создал группу «Петербург». Город-феникс все это время манил его, как и Гоголя, Достоевского, Белого, Блока. «Город-призрак, из мутных туманов и мглы сотканный, на топях стоящий, весь он – морок, сонная греза, весь – вымысел», – вот так о Петербурге отзывались на страницах русской литературы писатели.

«Петербург воспитал меня как художника и человека, – рассказывает Шемякин. – Помог создать свой мир, мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы». В Санкт-Петербурге он воздвиг три памятника. Это «Сфинксы», установленные в память всем репрессированным на набережной Робеспьера. Другой памятник установлен на кладбище Сампсониевского собора и посвящен «Архитекторам Первостроителям», создавшим выдающиеся образцы имперской архитектуры. Но самым главным творением художника стал трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости. Вокруг этого памятника до сих пор не утихают споры. Как можно соотнести шемякинского Петра с историческим образом императора: «памятник красив, а Петр ужасен»? Как понять и расшифровать смысл изобразительного языка художника?

Диапазон его техники широк: это памятники, скульптурные композиции, графика, акварели, рисунки, театральные работы и исследования. Еще в манифесте группы «Петербург», написанным вместе с филологом Владимиром Ивановым (сегодня – профессором немецкого университета), Михаил Шемякин исходил «из братства по духу», обращаясь к культовым образам прошедших эпох, восходя к созерцанию через форму их метафизических оснований. Ни одна форма не возникает в его творчестве, не пройдя через метафизическую метаморфозу, благодаря чему Михаил Шемякин может сочетать не сочетаемые стили.

Искусство постмодернизма – это, прежде всего, искусство культурно-эстетического контекста. Это в полной мере наблюдается и у М. Шемякина, который испытал влияние мастеров «Мира искусств». В его творчестве соединились черты символизма и сюрреализма. Акварельный цикл «Петербургский карнавал» (1974) принес ему мировую славу. Этот космический всеобъемлющий маскарад фантастических фигур – с маской Смерти и Бренности – стал сквозной темой его творчества.

Но самой любимой темой художника становится театр. Он создает «карнавальную сюиту», его театральные костюмы, маски, сценография отмечены богатством идей, которые можно воплотить в любой театральной среде, будь-то площадь, улица, сцена.

К шемякинским произведениям обратился и Валерий Гергиев, пригласив художника прикоснуться к одной из трагических партитур Чайковского «Щелкунчику», снять с балета покров нарочитой «детскости», сломать стереотипы.

Постановку балета «Щелкунчик», состоявшуюся в Мариинском театре в 2001 году, М. Шемякин посвятил своей матери Юлии Претеченской – актрисе театра комедии им. Н.П. Акимова. Художник стремился вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, свойственными шемякинской манере. Он соединяет изобразительное начало с музыкальным драматизмом, пытается раскрыть глубокий философский смысл балета.

Миру фантазии противопоставляется мир безумной, вульгарной действительности. Причудливы фигуры гостей карнавальной стихии. Красота девушек-снежинок, танцующих под музыку арфы, восхищает. Они создают впечатление снежной вьюги, ведомой Королевой снежинок, которая предстает перед зрителями в белом костюме с черным орнаментом, придуманным М. Шемякиным. В финале балета Маша и Принц навсегда остаются в Конфитюренбурге, покидая мир взрослых и опровергая мысль, что в мире не бывает чудес.

Первое обращение к театральным постановкам у М. Шемякина началось еще со спектакля «Нос» Д. Шостаковича оперной студии при консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, который прошел лишь один раз в 1967 году, и был запрещен. За «Щелкунчиком» (2001) последовал одноактный балет С. Слонимского «Принцесса Пирлипат или наказанное благородство» (2003). В нем М. Шемякин усилил благородные рыцарские побуждения героя. Двухактный балет С. Слонимского «Волшебный орех» явился продолжением шемякинской гофманианы (2005). В спектакле одновременно уживались карикатуры, карнавально-смеховое начало комедии дель арте, гротеск, воплощенные в уродливых и фантастических образах. В поисках колорита цветовых решений он обращается к музыкальным принципам консонансов и диссонансов. Сочетание образной манеры Шемякина и первоисточников, навеянные различными школами, позволяют художнику приблизить гофмановскую фантасмагорию к зрителю.

Философичность, сила воображения, свободолюбие – характерные черты мировоззрения Шемякина. Он – ироничный философ, создавший Институт философии и психологии творчества, и при этом романтик. Он полагает, что нет ничего в природе безобразного, что в искусстве не могло бы стать прекрасным. Он – восхищенный человек, готовый без конца восторгаться виртуозностью китайских цирковых артистов, показавших недавно в Петербурге «Лебединое озеро». У него есть производственные шрамы, к еде он абсолютно равнодушен и живет просто, как солдат. Отдых для него – признак избалованности. Отец привил ему чувство чести. Он – человек, который сделал себя сам.

В ноябре 2006 года на сцене Мариинского театра зрители увидели премьеру трех одноактных балетов, постановку которых осуществили М. Шемякин и хореограф Донвена Пандурска. На этот раз художник обратился к балету «Весна священная» И. Стравинского. На музыку 2-ой симфонии С. Прокофьева был создан балет «Метафизика», и балет по повести Ф. Достоевского «Кроткая» на музыку 2-ой симфонии С. Рахманинова.

В этом спектакле средствами хореографии и изобразительного языка М. Шемякин показал внутренний мир современного человека. Здесь символы и реальность переплетаются в единое целое. Если в балете «Метафизика» человек – вечный странник космического пространства, то в «Кроткой» герои осознают неизбежность своего одиночества, им никогда не достичь любви и гармонии. Особенно красива сцена, где медленно под звуки музыки С.Рахманинова открывается небесное пространство и Кроткая в сопровождении ангелов смерти «с очищенной страданием душой» исчезает в небытие. В «Весне священной» художник вместе с артистами балета всматривается в мир окружающей нас природы, в мир трав, цветов, насекомых, бабочек, эльфов и сильфид. «А может быть где-то над нами, – полагает М. Шемякин, – другой невидимый глаз смотрит на нас».

Сегодня работы Михаила Шемякина находятся в музее Метрополитен (Нью-Йорк), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), а так же в музеях современного искусства Парижа и Тель-Авива.

_______________________________________________

Марина Дробышева – кандидат искусствоведения, автор монографии «Далматинско-Дубровницкое Возрождение: творчество Марина Држича», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Санкт-Петербурга.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.