Марина ДРОБЫШЕВА |
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ СЕБЯ САМ
Заметки о творчестве Михаила Шемякина
Михаил Шемякин и Петербург связаны неразрывно. Хотя художник и родился в Москве, а детство провел в Кенигсберге, где служил его отец. Сегодня Михаил Шемякин живет в США, в небольшом городе Клавераке, близ Нью-Йорка. Там он стал действительным членом Нью-йоркской академии наук и академиком искусств Европы. Однако гений Петербурга все время влечет художника Здесь он учился в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств имени И.Е. Репина. В Эрмитаже копировал великих мастеров – Пуссена, Делакруа, Рембрандта. А в 70-годах прошлого века, объединившись с художниками-единомышленниками, создал группу «Петербург». Город-феникс все это время манил его, как и Гоголя, Достоевского, Белого, Блока. «Город-призрак, из мутных туманов и мглы сотканный, на топях стоящий, весь он – морок, сонная греза, весь – вымысел», – вот так о Петербурге отзывались на страницах русской литературы писатели. «Петербург воспитал меня как художника и человека, – рассказывает Шемякин. – Помог создать свой мир, мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы». В Санкт-Петербурге он воздвиг три памятника. Это «Сфинксы», установленные в память всем репрессированным на набережной Робеспьера. Другой памятник установлен на кладбище Сампсониевского собора и посвящен «Архитекторам Первостроителям», создавшим выдающиеся образцы имперской архитектуры. Но самым главным творением художника стал трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости. Вокруг этого памятника до сих пор не утихают споры. Как можно соотнести шемякинского Петра с историческим образом императора: «памятник красив, а Петр ужасен»? Как понять и расшифровать смысл изобразительного языка художника? Диапазон его техники широк: это памятники, скульптурные композиции, графика, акварели, рисунки, театральные работы и исследования. Еще в манифесте группы «Петербург», написанным вместе с филологом Владимиром Ивановым (сегодня – профессором немецкого университета), Михаил Шемякин исходил «из братства по духу», обращаясь к культовым образам прошедших эпох, восходя к созерцанию через форму их метафизических оснований. Ни одна форма не возникает в его творчестве, не пройдя через метафизическую метаморфозу, благодаря чему Михаил Шемякин может сочетать не сочетаемые стили. Искусство постмодернизма – это, прежде всего, искусство культурно-эстетического контекста. Это в полной мере наблюдается и у М. Шемякина, который испытал влияние мастеров «Мира искусств». В его творчестве соединились черты символизма и сюрреализма. Акварельный цикл «Петербургский карнавал» (1974) принес ему мировую славу. Этот космический всеобъемлющий маскарад фантастических фигур – с маской Смерти и Бренности – стал сквозной темой его творчества. Но самой любимой темой художника становится театр. Он создает «карнавальную сюиту», его театральные костюмы, маски, сценография отмечены богатством идей, которые можно воплотить в любой театральной среде, будь-то площадь, улица, сцена. К шемякинским произведениям обратился и Валерий Гергиев, пригласив художника прикоснуться к одной из трагических партитур Чайковского «Щелкунчику», снять с балета покров нарочитой «детскости», сломать стереотипы. Постановку балета «Щелкунчик», состоявшуюся в Мариинском театре в 2001 году, М. Шемякин посвятил своей матери Юлии Претеченской – актрисе театра комедии им. Н.П. Акимова. Художник стремился вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, свойственными шемякинской манере. Он соединяет изобразительное начало с музыкальным драматизмом, пытается раскрыть глубокий философский смысл балета. Миру фантазии противопоставляется мир безумной, вульгарной действительности. Причудливы фигуры гостей карнавальной стихии. Красота девушек-снежинок, танцующих под музыку арфы, восхищает. Они создают впечатление снежной вьюги, ведомой Королевой снежинок, которая предстает перед зрителями в белом костюме с черным орнаментом, придуманным М. Шемякиным. В финале балета Маша и Принц навсегда остаются в Конфитюренбурге, покидая мир взрослых и опровергая мысль, что в мире не бывает чудес. Первое обращение к театральным постановкам у М. Шемякина началось еще со спектакля «Нос» Д. Шостаковича оперной студии при консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, который прошел лишь один раз в 1967 году, и был запрещен. За «Щелкунчиком» (2001) последовал одноактный балет С. Слонимского «Принцесса Пирлипат или наказанное благородство» (2003). В нем М. Шемякин усилил благородные рыцарские побуждения героя. Двухактный балет С. Слонимского «Волшебный орех» явился продолжением шемякинской гофманианы (2005). В спектакле одновременно уживались карикатуры, карнавально-смеховое начало комедии дель арте, гротеск, воплощенные в уродливых и фантастических образах. В поисках колорита цветовых решений он обращается к музыкальным принципам консонансов и диссонансов. Сочетание образной манеры Шемякина и первоисточников, навеянные различными школами, позволяют художнику приблизить гофмановскую фантасмагорию к зрителю. Философичность, сила воображения, свободолюбие – характерные черты мировоззрения Шемякина. Он – ироничный философ, создавший Институт философии и психологии творчества, и при этом романтик. Он полагает, что нет ничего в природе безобразного, что в искусстве не могло бы стать прекрасным. Он – восхищенный человек, готовый без конца восторгаться виртуозностью китайских цирковых артистов, показавших недавно в Петербурге «Лебединое озеро». У него есть производственные шрамы, к еде он абсолютно равнодушен и живет просто, как солдат. Отдых для него – признак избалованности. Отец привил ему чувство чести. Он – человек, который сделал себя сам. В ноябре 2006 года на сцене Мариинского театра зрители увидели премьеру трех одноактных балетов, постановку которых осуществили М. Шемякин и хореограф Донвена Пандурска. На этот раз художник обратился к балету «Весна священная» И. Стравинского. На музыку 2-ой симфонии С. Прокофьева был создан балет «Метафизика», и балет по повести Ф. Достоевского «Кроткая» на музыку 2-ой симфонии С. Рахманинова. В этом спектакле средствами хореографии и изобразительного языка М. Шемякин показал внутренний мир современного человека. Здесь символы и реальность переплетаются в единое целое. Если в балете «Метафизика» человек – вечный странник космического пространства, то в «Кроткой» герои осознают неизбежность своего одиночества, им никогда не достичь любви и гармонии. Особенно красива сцена, где медленно под звуки музыки С.Рахманинова открывается небесное пространство и Кроткая в сопровождении ангелов смерти «с очищенной страданием душой» исчезает в небытие. В «Весне священной» художник вместе с артистами балета всматривается в мир окружающей нас природы, в мир трав, цветов, насекомых, бабочек, эльфов и сильфид. «А может быть где-то над нами, – полагает М. Шемякин, – другой невидимый глаз смотрит на нас». Сегодня работы Михаила Шемякина находятся в музее Метрополитен (Нью-Йорк), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), а так же в музеях современного искусства Парижа и Тель-Авива.
_______________________________________________
Марина Дробышева – кандидат искусствоведения, автор монографии «Далматинско-Дубровницкое Возрождение: творчество Марина Држича», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Санкт-Петербурга. |