№5 2006


Содержание


Александр Комаров. Давай, дорогая, уедем. Стихи.
Вильям Козлов. Наводчик. Повесть.
Юрий Лебедев. Край света начинается сегодня. Рассказ.
Николай Тропников. На шхуне. Дитя. Крошка хлеба. Рассказы.
Алексей Филимонов. Маленький враг. Рассказ.
Зинаида Такшеева. Епифан и Лейла. Рассказ.
Андрей Романов. Не сойдясь ни с этими, ни с теми. Стихи.
Молодые голоса:
Алексей Лебедев. В старом парке Победы. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Коммуналка. Повесть.
Андрей Кибитов. Пуля. Рассказ.
Сербские гости:
Момо Капор. Последний рейс на Сараево. Роман.(перевод с сербского В.Н. Соколова).
Уральские гости:
Геннадий Магдеев. Мечты сбываются. Рассказ.
Ростислав Евдокимов-Вогак. Опять настигает зима. Стихи.
Екатерина Полянская. Пережить бы ноябрь. Стихи.
Евгений Лукин. Рождественское чудо. Стихи.
Голос минувшего:
Нонна Слепакова. Когда, гуляя над Невой... Неизданные стихи.
Рецензии:
Александр Беззубцев-Кондаков. Прогулка по кунсткамере грез.
Кирилл Козлов. Высота русского слова.
Марина Дробышева. Человек, который сделал себя сам. Статья.
Виктор Прытков. Сосиски в тексте. Афоризмы.

SnowFalling

Юрий ЛЕБЕДЕВ

КРАЙ СВЕТА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Рассказ

Мы с братом Михаилом погодки, он родился в марте, а я через год в мае, хотя постарше выгляжу как раз я. Оно и понятно: он горожанин, а я деревенщина. Но перепутать нас легко, особенно кому-нибудь, кто нас пару месяцев не видел. А такое происходило сплошь и рядом в течение нашей жизни:

– Ну, Миша, ты где так загорел?!

– Да в Индийском океане, – говорю. – Только я не Миша, а Толя.

А Миша при этом, из кухни, например, кричит:

– Ты бы ее хоть помистифицировал! Эх, нету в тебе нашей закваски!

«Нашей», то есть писательской. Брат у меня – из советских писателей, то есть бывших властителей дум. А теперь – у меня, у капитана дальнего плавания, почти на содержании, хотя и наша профессия переживает не лучшие времена. А какая переживает лучшие? Чиновник, например, это не профессия.

И вот Миша, мой брат, пропал. Без вести. В мирное, так сказать, время…

Я сидел у себя в деревне, ждал из круинговой фирмы вызова на рейс. Пересидел уже свой заслуженный отпуск, прежний судовладелец фирму перепродал, и я, сдав документы в агентство, ждал у моря погоды. Понятно, что на лапу кому надо я положил, но это уже слабо работает, при моем-то возрасте. Хотя по всем статьям я – словно сорокалетний, только фасад у меня – «обветренный, как скалы». Но бумага – вещь суровая, она за меня говорит.

И тут Инга, Михаила супружница, звонит и плачет в трубку:

– Толя, Толенька! Миша пропал!

Пропал он аккурат после телепередачи, куда его позвали. Вроде как в массовку, но он и за это ухватился: а вдруг что-то сказать позволят, может, издатели внимание обратят. Утопающий за соломинку хватается. Какой-то писатель, поудачливее Миши, это ему устроил, из приближенных к телевидению.

Уже двое суток прошло.

Я знаю, что такого с ним не бывало. Но и на телевидении демократическом ему еще бывать не приходилось. Может, говорю ей, там так принято: банкеты трехсуточные? А самому уже нехорошо: знаю ведь, что он всяко позвонил бы. Ей или мне.

Бросил я деревню, объявился в городе. Ну, Инга, давай рассказывай! Сама знаешь, в деревне телевизор только бабки смотрят, а мне эти рожи городские – во!

Приглашение он получил по телефону, никаких бумаг об этом я не нашел. Телеканал назывался не слишком престижно, что-то «региональное», а поди ж ты – и там без ток–шоу не могут. Дневника, подобно Чехову, брат не вел, но записи должны были быть. Стал я рыться в Мишином столе, искать зацепку. Милиция-то и знать еще об этом не хочет: положенных трех суток не прошло. Им плевать, что кому-то и месяц бродяжить – это норма, а другому даже ночевка вне дома – уже ЧП.

Кто его туда пригласил, Инга не знала. Явно не друг дома, иначе Михаил его назвал бы, хотя бы вскользь. Значит, надо обращаться в телекомпанию.

– Инюша, где у вас телефонный справочник?

Но справочник тоже не помог: он был трехлетней давности, телефоны поменялись, телевидение два раза переходило из рук в руки, и справочник только пожирал драгоценное время.

Сел на телефон и стал терзать справочную службу.

– Я могу уделить вам только десять минут, – сказала редактор общественных программ, – в осуществление вашего конституционного права и поскольку вы ему родственник. Но поводов для беспокойства я пока не вижу.

– Боюсь, уже произошло непоправимое, – ответил я.

Проку от нее было мало. Она только дала мне телефоны продюсера ток-шоу и телеведущего, но не мобильные. Мы расстались, сэкономив ей шесть минут из десяти. Прежде чем покинуть телестудию, я получил заверения, что ни продюсера, ни ведущего в студии на тот момент не было.

Зато на тротуаре перед студией я увидел около десятка человек с напряженно-сосредоточенными лицами и остановился рядом в странном предчувствии.

– Вы тоже ищете? – спросила меня одна женщина в джинсовом костюме.

Я кивнул.

– У вас кто?

– Брат. А у вас?

– Подруга.

Видно, у меня на лице обозначился вопрос, потому что женщина пояснила:

– Она здесь одна как перст. Мы туда чуть не попали вдвоем, но я не поддалась. Да и она, казалось, было передумала. Но у этих телевичков, представляете, никто даже сказать не может, велась ли запись участников массовки.

– Да, разруха на ТВ. Или совсекретность! А где вас, простите, зацепили? Не в «Поларе»?

– В «Мегапарке». Один к одному, как ловили когда-то в лохотрон. «Мы вас поздравляем: вы выиграли!» Только нам не показалось ничего опасного… Ну что такого, в самом деле, засветиться на экране – это же не «машину» выиграть, не «путевку на Канары». А теперь трясусь: не влипла ли Маришка в какой-нибудь модный экстремальный проект! Как думаете?

– Вообще-то я даже не телезритель. Но слышать приходилось: о всяких стеклянных комнатах с ненормальными обстоятельствами…

Женщина молча кивает, поджимая губы.

– Так что же делать будем? – как бы сам себе, бормочу я.

Городская справка о несчастных случаях ничего не смогла сообщить никому из стоявших сейчас в группе. Но ничего утешительного в этом я не вижу. Завтра – третьи сутки, послезавтра – в милицию поступят наши заявления. А уже несколько заявлений по одинаковым признакам должны обратить на себя внимание. У меня такое чувство, что так все оно и будет…

– Встретимся в милиции?

До меня доходит, что женщина еще не ушла, она здесь.

– Вероятно…

– А отделения-то разные! – в ее взгляде будто укоризна. – Или такие заявления где-то принимаются в одном каком-то месте?

– Даже не знаю. Ведь я деревенщина, из области, – смеюсь деревянным смехом.

– Вообще-то брат, – продолжаю попытку логического анализа, – он в Лигове живет…

– А я – в Ульянке! – объявляет она с торжеством в голосе.

Конечно, Ульянка поближе к метро. А с Мишей они почти соседи.

– Даже не знаю, как возвращаться в семью брата, – говорю я. – Результат нулевой.

– Мне тоже некуда спешить, – признается женщина. Она вообще держится так, будто мы заговорщики, а я даже не знаю, как ее зовут.

– Позвольте представиться, – я вытягиваюсь и потупляю взгляд, – Анатолий.

– Очень приятно, – говорит она и протягивает руку. – Зарема.

Я пожимаю пальчики с перламутровым лаком.

– Зарема – это, кажется, татарское имя?

– Да. Так папа меня назвал, в честь бабушки.

– Красивое имя, – говорю я вежливости ради. – Вызывает в представлении оперную сцену.

– Жизнь – совсем другая опера.

– Ну, страсти – они и там, и тут!

Она искоса бросает на меня взгляд. Мы идем от цирка по Караванной улице мимо ресторанчиков и кафе. Выйдя к Невскому, останавливаемся на углу. Я улыбаюсь:

– Приятное знакомство при неприятных обстоятельствах…

Дразняще и насмешливо ее лицо подается вперед, неуловимо поводя поднятым подбородком, и я вдруг вижу, что она… красива.

– Зарема, здесь рукой подать до Большой Морской. Помнится, там есть греческий ресторан, а музыка греков – именно то, что собирает мысли в пучок.

– Это вам – «то, что доктор прописал»?

Я догадываюсь, что это цитата из телерекламы. Сейчас все городские говорят цитатами из телероликов.

В ресторане откуда-то приходит уверенность, что Зарема не курит.

– Я тоже не слишком люблю этот дым.

Разве я говорил ей что-либо? Она, стало быть, наблюдательней меня: это я поморщился от дыма и бессознательно пошел к столику подальше от курящих.

– Знаете, Анатолий, я не голодна. Если что-то для приличия, но не больше…

– Тогда хоть греческий салат и кофе. С пирожным, с «метаксой».

Зал устроен наподобие тех, что мне случалось видеть в Элладе, только здесь он вчетверо больше.

– Зарема, – говорю я ей, – а что если ваша подруга переживает новое увлечение? Одинокая женщина, свободная…

– Уж вы простите, я не очень в это верю. Она дня не могла прожить, мне не позвонив.

– Это тогда. А если она кого-то встретила?

– Да так, что даже телефон отключила… Кого нынче можно встретить?

– А кого в кино встречают? Очаровательного киллера, обаятельного пахана…

– Могла бы в это поверить, если бы не ваш исчезнувший брат и еще куча народу.

Я молчу. Про Михаила это, в самом деле, сказать, что странно – просто не то слово.

– Расскажите о вашем брате.

– Он, конечно, интереснее, чем я…

Она не отвечает на мою иронию.

– Подожди, – говорю я ей, – мы же, тьфу-тьфу, не на поминках. Давай думать, что делать дальше.

– Это когда?

– После заявлений в милицию. Не будем же просто ждать – я уверен, что ничего не дождемся.

– Снова пойдем на ТВ? – полувопросительно тянет она.

– Да, и проведем, что называется, следственный эксперимент.

– То есть?

– Я поставлю перед редактором вопрос о моем участии в очередном ток-шоу той самой серии.

– Это мысль! Я тоже попрошусь!

– Это может быть опасно. И мы ни в коем случае не должны проговориться, что ведем расследование.

– А разве это не ясно? В этом никто и сомневаться не станет.

– Тогда нам откажут.

– Или разрешат, – вслух думает Зарема.

– Тут есть над чем подумать – и в том, и в другом случае.

Дождавшись ухода официанта, я продолжаю свою мысль:

– Если нам откажут, значит, они препятствуют расследованию… либо они действительно ни при чем.

– А если разрешат?

– Тогда это значит, что они пошли ва-банк, что терять им нечего, и что мы у них под наблюдением.

– Или – что все-таки они не при делах.

– «Не при делах»?

Она слегка конфузится.

– Ну… это жаргон из телесериалов, уголовных…

Я вежливо улыбаюсь и молчу. Впрочем, вежливо ли это выглядит, не знаю. Чего я от нее хочу, в конце концов? Девушка не курит – уже хорошо.

– Расскажи о себе, а?

– А мы уже на ты? – удивляется Зарема, но тему эту не педалирует. – Я только с мамой росла, у отца другая семья, а у меня уже дочка двадцатилетняя и семь лет развода.

– Я сам почти такой же. Правда, моя мать не в разводе, а вдова. С отцом они венчались, хотя в те годы это было чисто подпольной акцией.

– Чтобы венчаться, надо креститься.

– Конечно. Ведь Зарема – это хоть и красиво, но в святцах не значится.

– Ну, сразу и на личности! – смущенно смеясь, она хочет возмутиться. – О чем это идет разговор?

– О планах следственной группы, мне кажется…

– Уже и группа… Группе срок дают больше.

– А ты, что ли, юрист?

– Нет, но я работала в суде секретарем. Кем я только не работала!

– Значит – решено? – спрашиваю я. – Мы идем к редактору?

– Идем.

– Завтра?

– Завтра.

– Надо обменяться телефонами.

Протягиваю ей визитку капитана дальнего плавания. Она подносит ее к глазам, но вдруг, широко их раскрыв, оборачивается в сторону – ко мне в профиль:

– Какая красивая мелодия!

– А голос какой! Но песня очень грустная.

– Да, слышу.

– Вы знаете греческий? – изумляется Зарема.

Я качаю головой.

– Не знаю. Но люблю.

– Ну, зато английский знаете…

– Но не люблю.

– Почему? – изумляется снова.

– А почему я должен его любить?

– Ну, а как же? Вы же капитан, моряк…

– А на Невском, куда ни глянь, английские, латинообразные вывески. Нет уж! Буду греческий любить! Какие голоса, какая музыка!

Из-под каштановых волос на меня смотрят сероголубые глаза. Не васильки. Осенняя Балтика.

– А что она сейчас поет?

– Теперь уже не так пессимистично. Обещает любимому зажигать еженощно месяц в небе, да, еженощно, потом вышить ангелов на его подушке и даже не сметь наступать на его тень…

Зарема сжимает губы, потрясенная или возмущенная такой самоотдачей песенной героини.

– Смотри! – делаю рукой обманное движение в сторону и снова могу видеть ее профиль, который капитану бы недурно сохранить в силуэте своей каравеллы.

Кажется, я в ее глазах – перекореженный в морях пережиток недавнего прошлого. А кто она в моих глазах? Не имею понятия. Завтра в полдень мы должны увидеться – завтра в полдень.

Не желая пугать Зарему, я не стал ей ничего говорить, но мне не понравилось, что пропуска или приглашения, которые мы получали одновременно, имели разные номера и разные посадочные места в зале. Это не понравилось нам обоим. Мы решили следить за вакантными креслами в зале и просочиться на любые незанятые места рядом.

Нас приласкали металлоискателем и отобрали мобильные телефоны. Я стал задавать вопросы, но мне ответили, что еще не поздно отказаться от участия, а вот ритуал допуска к этому участию сочинял и утверждал сам продюсер проекта. Оробевшая Зарема молчала рядом, как мышка.

Весь вчерашний день мы с Заремой не виделись, только вечером поговорили по телефону на нейтральные темы. Я убедил ее не упоминать посетившую нас беду при беседах, когда присутствует «третий лишний». А когда он присутствует, я это ощущаю. Бедняжка послушалась, но вследствие моих пугающих инструкций у нее сегодня круги под глазами.

Кругленький человечек, очень похожий на какого-то москвича, приветствовал участников ток-шоу от имени ЗАО «РКТВ» и спонсора программы – ЗАО «Эктос». Я еще раз глянул на свой билет – «Эктос» на нем не значился. При всей многозначности греческих слов, мне это название не показалось обнадеживающим. Ведь брата нет уже неделю. Неделю!

И я не знаю, куда рассосалась та кучка народу, что приходила справляться о родственниках. Знакомых лиц я в зале не вижу. Только мы с Заремой.

Передаю ей записку: «у тебя в зале нет знакомых?». Обернувшись, она отрицательно качает головой.

Сегодняшняя тема, как объявляет ведущий, вульгарный социолог, это демографическая ситуация в стране. Категорически я не могу утверждать, что он социолог, но вульгарность проекта подтверждается «слоганом» на медленно вращающемся шаре: «Рожать или приглашать?»

Ведущий приглашает сказать «слово» какую-то мадам «попечительницу», и судя по благоговейному вниманию, с которым он ее слушает, получает он зарплату не иначе как из ее кассы.

– Дорогиэ друзя! Милые дзеци, уважаемые взрослые! Приветствую вас на подиуме интеллектуальных игр нашего телеканала! Наша методзическая служба подготовила для вас очередной форум на актуальную цему, в процессе которого мы рассчитываем через новую информированносць досцичь актуализации потребносцей дзецей и взрослых. Для того, чтобы и вы, и мы получили удовлетворение от нашего сотрудничества, советую вам внимацельно относицца к указаниям нашего ведущего и точно их выполняць! Спасиба за внимание!

Попечительница милостиво описала рукой полукруг в сторону ведущего, а тот поклонился ей. Я встаю с кресла, бросив на сиденье газету, ловлю понимающий взгляд Заремы и двигаюсь к боковому проходу. Ко мне устремляется патрульная дружинница с рацией на поясе.

– Простите, где у вас туалеты?

– Через правый выход! – командует она, показывая в ту сторону, которая, по моим понятиям, все-таки левая.

Над левым выходом укреплена бумажная полоса с крупными красными буквами: приглашать. Оглядываясь на противоположный выход, я вижу слово рожать.

Раздумывая над увиденным, иду через вестибюль к известным всему миру табличкам. Но не туалет меня интересует.

Фасад здания выходит на улицу со средней интенсивностью движения. Противоположная сторона дома, если верить карте, изучавшейся нами вчера, граничит с лесопарком. Моя вчерашняя попытка подойти к зданию со стороны леса была неудачной: обширная территория оказалась за железной оградой, куда были выпущены овчарки.

Теперь мне надо было найти путь и проникнуть за кулисы – в тыл «моральных авторитетов». Не для того, чтобы устроить им сюрприз, а чтобы разгадать тайну сценария продюсеров и режиссеров. А тогда уж действовать по обстоятельствам.

От туалетов следую беспечной походкой в другой конец вестибюля, где должен быть какой-то проход за кулисы. Больше быть ему негде, там он и оказывается.

Деревянные ступени поднимаются до уровня сцены или, если пользоваться попугайским эсперанто ведущего, прямо на панель – только позади декораций. На задворках этих декораций у какого-то стола с настольной лампой коротали время двое молодых людей.

Осторожно спустившись, я пошел по периметру, то есть остался на уровне вестибюля и двигался слева направо, по часовой стрелке. Так, огибая тыл «авторитетов», я выйду ко входу в зал студии, над которым красуется призыв рожать.

Приходилось двигаться почти в потемках, ощупывая деревянные бока сценической платформы, натыкаясь то на дверную ручку, то на какие-то конструкции, то на брошенный кем-то и неубранный пожарный шланг… Но скоро стало «рассветать», и я могу уже, огибая угол, видеть тусклую застекленную стену, выходящую на лесопарк.

Войти в зал со стороны застекленной стены мне было не суждено. И никто бы из участников ток–шоу не смог это сделать: прямо от дверей, пересекая боковой кулуар, в котором я находился, уходил наружу сквозь застекленную стену полностью изолированный гибкий коридор – из тех, через которые выпускают на посадку в самолет.

Прижавшись к стеклу, я напрягал зрение, пытаясь увидать хотя бы бледный отсвет фюзеляжа – но тщетно. Наступившие сумерки ничего не позволяли увидеть.

Конечно, мысль о самолете посреди лесопарка была необычной. Но и телевидение, как известно, – это «поле чудес». Как бы то ни было, а к месту следующего акта телешоу вел замкнутый коридор для авиапассажиров.

С теми же предосторожностями я проделал обратный путь и вошел в зал через левую дверь – «приглашать».

Зарема уже нетерпеливо оборачивалась ко мне и, когда соприкоснулись наши пальцы, у меня в руке очутилась ее записка: «Будет «голосование ногами» – приглашать иностранцев или рожать своих. Кто налево, кто направо».

– Господа, господа… Все согласованные ораторы получат микрофон, прошу всех успакоица!

А я, выходит, оратор несогласованный…

На листке из записной книжки срочно пишу Зареме: «Зарема, что бы мы ни думали об этом голосовании, в правую дверь – ни в коем случае! Уходим через левую, через вестибюль! Потом расскажу!»

Обернувшись, Зарема согласно кивает.

И я вздыхаю свободнее …

Телеведущий, не переставая молоть языком, смотрит с некоторым недоумением на идущего прямо к нему человека – меня. Вдруг он вскрикивает и, взмахнув на меня рукой, истерически вопит:

– Это он, он! Не может быть!

Значит, Миша в прошлый раз выступал, и на этот раз этого никак быть не может.

У меня на руках повисают двое дюжих молодцов, микрофон далеко, и я кричу прямо публике в зал:

– Я бы сам голосовал через правую дверь, – и тут соображаю, что чудища из президиума скажут: правую относительно президиума, поэтому кричу: – Через… которая «рожать»! Но туда не ходите, не ходите, это опасно, умоляю вас!

Я чувствую, что меня тащат в сторону выхода к лесопарку. Я упираюсь изо всех сил. Зарема вскакивает и бежит ко мне.

– Отпустите его! – кричит она, и я не знаю, бывает ли более восхитительный крик. – Мы уходим отсюда!

Держиморды смотрят в сторону ведущего, не ослабляя хватки, но я подсекаю одного из них, другому что-то сделала Зарема – и мы бежим. В вестибюле нам наперерез бросается охранник, и я проваливаюсь в нокдаун…

Что сделала с охранником Зарема, я не знаю, но мой нокдаун – это не нокаут. Мы вываливаемся на улицу, и Зарема останавливает машину.

Она называет свой адрес, и я пытаюсь улыбаться разбитыми губами:

– Теперь буду знать, как можно быстро напроситься в гости…

– Молчи, – шипит она, промакивая мою кровь платочком.

– Мне нужен ближайший цветочный магазин, – упрямо твержу я. – Лучший из ближайших.

– Я вижу, тебе еще мало попало, – смеется Зарема.

– А ты что сделала? Скажи!

Она тихонько, пряча за спинку переднего кресла, показывает баллончик.

– Ты женщина недюжинного ума, – говорю я усталым, но довольным голосом.

И вдруг меня обдает как морозом по коже: о судьбе брата я ведь так ничего и не узнал! Но подозреваю что-то очень скверное.

Меня к Инге в этот вечер не пустили. Я ей только позвонил, и, пока мы говорили по телефону и я ее пытался успокоить, моя разбитая губа стала снова кровоточить. Меня в приказном порядке оставили ночевать. Я был доволен и недоволен, что мы с Заремой ночевали в разных комнатах, но спал я так, как и врагу не пожелаю. Все же под утро, чтобы не терзать себя потом сомнениями идиота, я встал проверить дверную ручку комнаты Заремы. Дверь была заперта. Может, и к лучшему…

После завтрака я, не прощаясь, сказал Зареме, что мне надо выйти на минуту. Она, не выказывая удивления, проводила меня до дверей и шепнула:

– Звони два раза – длинный и короткий, как восклицательный знак!

И мы молча улыбнулись друг другу одними глазами.

После цветочного магазина я колебался, покупать ли вино. Но мысль о неизвестной судьбе брата меня остановила.

Притормозив у дверей ее квартиры, я услыхал, что Зарема включила теленовости. Но мой восклицательный знак она услыхала сразу.

– Толя! – только и сказала она, глядя на розы.

Но еще прикоснулась губами к моей незаживающей ране. Или это мне показалось?

Я спиной прислонился ко входной двери и прижал ее к себе. Ее спина была чуть напряжена.

– Скажи, – шепнул я ей в ухо, – ты как проголосовала бы в том чертовом телешоу?

– Как и ты, – взглянула она ясными очами. – Рожать!

– А к себе лично ты это не относишь?

Она легонько пожала плечами.

– Выходи за меня замуж.

– Ты меня совсем не знаешь.

– Но ты мне дашь узнать?

Она молча склонилась к моему плечу.

– Только как твоя дочка отнесется? – говорю я.

– У моей Маши доброе сердце.

– А у меня – не знаю, – честно отвечаю я.

Утреннее солнце стояло у нее за спиной, пряталось в зареве ее волос, а я укрывался от солнца в тени ее ставшего уже таким родным лица. Она что-то ответила. Я включил слуховую память и прокрутил назад.

– Разберемся! – сказала она голосом, расплывшимся от улыбки.

– Из города бежим?

– Двадцать лет назад я бы тебе сказала: хоть на край света!

– Край света начинается сегодня…

* * *

Из-за самолета, сгоревшего в аттракционе «Аэропорт», руководство авиакомпании, сдававшей в аренду списанный авиалайнер, от комментариев отказалось. Основная версия следствия – неосторожное обращение с огнем нескольких бомжей, облюбовавших самолет, предназначенный к утилизации. Остается открытым вопрос, как могли бомжи проникнуть в неохраняемый, но закрытый наглухо объект?

_______________________________________________

Юрий Лебедев – прозаик, автор книги «Годовщина прошлой листвы» и других, член Союза писателей России.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.