Юрий ЛЕБЕДЕВ |
КРАЙ СВЕТА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Рассказ
Мы с братом Михаилом погодки, он родился в марте, а я через год в мае, хотя постарше выгляжу как раз я. Оно и понятно: он горожанин, а я деревенщина. Но перепутать нас легко, особенно кому-нибудь, кто нас пару месяцев не видел. А такое происходило сплошь и рядом в течение нашей жизни: – Ну, Миша, ты где так загорел?! – Да в Индийском океане, – говорю. – Только я не Миша, а Толя. А Миша при этом, из кухни, например, кричит: – Ты бы ее хоть помистифицировал! Эх, нету в тебе нашей закваски! «Нашей», то есть писательской. Брат у меня – из советских писателей, то есть бывших властителей дум. А теперь – у меня, у капитана дальнего плавания, почти на содержании, хотя и наша профессия переживает не лучшие времена. А какая переживает лучшие? Чиновник, например, это не профессия. И вот Миша, мой брат, пропал. Без вести. В мирное, так сказать, время… Я сидел у себя в деревне, ждал из круинговой фирмы вызова на рейс. Пересидел уже свой заслуженный отпуск, прежний судовладелец фирму перепродал, и я, сдав документы в агентство, ждал у моря погоды. Понятно, что на лапу кому надо я положил, но это уже слабо работает, при моем-то возрасте. Хотя по всем статьям я – словно сорокалетний, только фасад у меня – «обветренный, как скалы». Но бумага – вещь суровая, она за меня говорит. И тут Инга, Михаила супружница, звонит и плачет в трубку: – Толя, Толенька! Миша пропал! Пропал он аккурат после телепередачи, куда его позвали. Вроде как в массовку, но он и за это ухватился: а вдруг что-то сказать позволят, может, издатели внимание обратят. Утопающий за соломинку хватается. Какой-то писатель, поудачливее Миши, это ему устроил, из приближенных к телевидению. Уже двое суток прошло. Я знаю, что такого с ним не бывало. Но и на телевидении демократическом ему еще бывать не приходилось. Может, говорю ей, там так принято: банкеты трехсуточные? А самому уже нехорошо: знаю ведь, что он всяко позвонил бы. Ей или мне. Бросил я деревню, объявился в городе. Ну, Инга, давай рассказывай! Сама знаешь, в деревне телевизор только бабки смотрят, а мне эти рожи городские – во!
Приглашение он получил по телефону, никаких бумаг об этом я не нашел. Телеканал назывался не слишком престижно, что-то «региональное», а поди ж ты – и там без ток–шоу не могут. Дневника, подобно Чехову, брат не вел, но записи должны были быть. Стал я рыться в Мишином столе, искать зацепку. Милиция-то и знать еще об этом не хочет: положенных трех суток не прошло. Им плевать, что кому-то и месяц бродяжить – это норма, а другому даже ночевка вне дома – уже ЧП. Кто его туда пригласил, Инга не знала. Явно не друг дома, иначе Михаил его назвал бы, хотя бы вскользь. Значит, надо обращаться в телекомпанию. – Инюша, где у вас телефонный справочник? Но справочник тоже не помог: он был трехлетней давности, телефоны поменялись, телевидение два раза переходило из рук в руки, и справочник только пожирал драгоценное время. Сел на телефон и стал терзать справочную службу. – Я могу уделить вам только десять минут, – сказала редактор общественных программ, – в осуществление вашего конституционного права и поскольку вы ему родственник. Но поводов для беспокойства я пока не вижу. – Боюсь, уже произошло непоправимое, – ответил я. Проку от нее было мало. Она только дала мне телефоны продюсера ток-шоу и телеведущего, но не мобильные. Мы расстались, сэкономив ей шесть минут из десяти. Прежде чем покинуть телестудию, я получил заверения, что ни продюсера, ни ведущего в студии на тот момент не было. Зато на тротуаре перед студией я увидел около десятка человек с напряженно-сосредоточенными лицами и остановился рядом в странном предчувствии. – Вы тоже ищете? – спросила меня одна женщина в джинсовом костюме. Я кивнул. – У вас кто? – Брат. А у вас? – Подруга. Видно, у меня на лице обозначился вопрос, потому что женщина пояснила: – Она здесь одна как перст. Мы туда чуть не попали вдвоем, но я не поддалась. Да и она, казалось, было передумала. Но у этих телевичков, представляете, никто даже сказать не может, велась ли запись участников массовки. – Да, разруха на ТВ. Или совсекретность! А где вас, простите, зацепили? Не в «Поларе»? – В «Мегапарке». Один к одному, как ловили когда-то в лохотрон. «Мы вас поздравляем: вы выиграли!» Только нам не показалось ничего опасного… Ну что такого, в самом деле, засветиться на экране – это же не «машину» выиграть, не «путевку на Канары». А теперь трясусь: не влипла ли Маришка в какой-нибудь модный экстремальный проект! Как думаете? – Вообще-то я даже не телезритель. Но слышать приходилось: о всяких стеклянных комнатах с ненормальными обстоятельствами… Женщина молча кивает, поджимая губы. – Так что же делать будем? – как бы сам себе, бормочу я.
Городская справка о несчастных случаях ничего не смогла сообщить никому из стоявших сейчас в группе. Но ничего утешительного в этом я не вижу. Завтра – третьи сутки, послезавтра – в милицию поступят наши заявления. А уже несколько заявлений по одинаковым признакам должны обратить на себя внимание. У меня такое чувство, что так все оно и будет… – Встретимся в милиции? До меня доходит, что женщина еще не ушла, она здесь. – Вероятно… – А отделения-то разные! – в ее взгляде будто укоризна. – Или такие заявления где-то принимаются в одном каком-то месте? – Даже не знаю. Ведь я деревенщина, из области, – смеюсь деревянным смехом. – Вообще-то брат, – продолжаю попытку логического анализа, – он в Лигове живет… – А я – в Ульянке! – объявляет она с торжеством в голосе. Конечно, Ульянка поближе к метро. А с Мишей они почти соседи. – Даже не знаю, как возвращаться в семью брата, – говорю я. – Результат нулевой. – Мне тоже некуда спешить, – признается женщина. Она вообще держится так, будто мы заговорщики, а я даже не знаю, как ее зовут. – Позвольте представиться, – я вытягиваюсь и потупляю взгляд, – Анатолий. – Очень приятно, – говорит она и протягивает руку. – Зарема. Я пожимаю пальчики с перламутровым лаком. – Зарема – это, кажется, татарское имя? – Да. Так папа меня назвал, в честь бабушки. – Красивое имя, – говорю я вежливости ради. – Вызывает в представлении оперную сцену. – Жизнь – совсем другая опера. – Ну, страсти – они и там, и тут! Она искоса бросает на меня взгляд. Мы идем от цирка по Караванной улице мимо ресторанчиков и кафе. Выйдя к Невскому, останавливаемся на углу. Я улыбаюсь: – Приятное знакомство при неприятных обстоятельствах… Дразняще и насмешливо ее лицо подается вперед, неуловимо поводя поднятым подбородком, и я вдруг вижу, что она… красива. – Зарема, здесь рукой подать до Большой Морской. Помнится, там есть греческий ресторан, а музыка греков – именно то, что собирает мысли в пучок. – Это вам – «то, что доктор прописал»? Я догадываюсь, что это цитата из телерекламы. Сейчас все городские говорят цитатами из телероликов.
В ресторане откуда-то приходит уверенность, что Зарема не курит. – Я тоже не слишком люблю этот дым. Разве я говорил ей что-либо? Она, стало быть, наблюдательней меня: это я поморщился от дыма и бессознательно пошел к столику подальше от курящих. – Знаете, Анатолий, я не голодна. Если что-то для приличия, но не больше… – Тогда хоть греческий салат и кофе. С пирожным, с «метаксой». Зал устроен наподобие тех, что мне случалось видеть в Элладе, только здесь он вчетверо больше. – Зарема, – говорю я ей, – а что если ваша подруга переживает новое увлечение? Одинокая женщина, свободная… – Уж вы простите, я не очень в это верю. Она дня не могла прожить, мне не позвонив. – Это тогда. А если она кого-то встретила? – Да так, что даже телефон отключила… Кого нынче можно встретить? – А кого в кино встречают? Очаровательного киллера, обаятельного пахана… – Могла бы в это поверить, если бы не ваш исчезнувший брат и еще куча народу. Я молчу. Про Михаила это, в самом деле, сказать, что странно – просто не то слово. – Расскажите о вашем брате. – Он, конечно, интереснее, чем я… Она не отвечает на мою иронию. – Подожди, – говорю я ей, – мы же, тьфу-тьфу, не на поминках. Давай думать, что делать дальше. – Это когда? – После заявлений в милицию. Не будем же просто ждать – я уверен, что ничего не дождемся. – Снова пойдем на ТВ? – полувопросительно тянет она. – Да, и проведем, что называется, следственный эксперимент. – То есть? – Я поставлю перед редактором вопрос о моем участии в очередном ток-шоу той самой серии. – Это мысль! Я тоже попрошусь! – Это может быть опасно. И мы ни в коем случае не должны проговориться, что ведем расследование. – А разве это не ясно? В этом никто и сомневаться не станет. – Тогда нам откажут. – Или разрешат, – вслух думает Зарема. – Тут есть над чем подумать – и в том, и в другом случае. Дождавшись ухода официанта, я продолжаю свою мысль: – Если нам откажут, значит, они препятствуют расследованию… либо они действительно ни при чем. – А если разрешат? – Тогда это значит, что они пошли ва-банк, что терять им нечего, и что мы у них под наблюдением. – Или – что все-таки они не при делах. – «Не при делах»? Она слегка конфузится. – Ну… это жаргон из телесериалов, уголовных… Я вежливо улыбаюсь и молчу. Впрочем, вежливо ли это выглядит, не знаю. Чего я от нее хочу, в конце концов? Девушка не курит – уже хорошо. – Расскажи о себе, а? – А мы уже на ты? – удивляется Зарема, но тему эту не педалирует. – Я только с мамой росла, у отца другая семья, а у меня уже дочка двадцатилетняя и семь лет развода. – Я сам почти такой же. Правда, моя мать не в разводе, а вдова. С отцом они венчались, хотя в те годы это было чисто подпольной акцией. – Чтобы венчаться, надо креститься. – Конечно. Ведь Зарема – это хоть и красиво, но в святцах не значится. – Ну, сразу и на личности! – смущенно смеясь, она хочет возмутиться. – О чем это идет разговор? – О планах следственной группы, мне кажется… – Уже и группа… Группе срок дают больше. – А ты, что ли, юрист? – Нет, но я работала в суде секретарем. Кем я только не работала! – Значит – решено? – спрашиваю я. – Мы идем к редактору? – Идем. – Завтра? – Завтра. – Надо обменяться телефонами. Протягиваю ей визитку капитана дальнего плавания. Она подносит ее к глазам, но вдруг, широко их раскрыв, оборачивается в сторону – ко мне в профиль: – Какая красивая мелодия! – А голос какой! Но песня очень грустная. – Да, слышу. – Вы знаете греческий? – изумляется Зарема. Я качаю головой. – Не знаю. Но люблю. – Ну, зато английский знаете… – Но не люблю. – Почему? – изумляется снова. – А почему я должен его любить? – Ну, а как же? Вы же капитан, моряк… – А на Невском, куда ни глянь, английские, латинообразные вывески. Нет уж! Буду греческий любить! Какие голоса, какая музыка! Из-под каштановых волос на меня смотрят сероголубые глаза. Не васильки. Осенняя Балтика. – А что она сейчас поет? – Теперь уже не так пессимистично. Обещает любимому зажигать еженощно месяц в небе, да, еженощно, потом вышить ангелов на его подушке и даже не сметь наступать на его тень… Зарема сжимает губы, потрясенная или возмущенная такой самоотдачей песенной героини. – Смотри! – делаю рукой обманное движение в сторону и снова могу видеть ее профиль, который капитану бы недурно сохранить в силуэте своей каравеллы. Кажется, я в ее глазах – перекореженный в морях пережиток недавнего прошлого. А кто она в моих глазах? Не имею понятия. Завтра в полдень мы должны увидеться – завтра в полдень.
Не желая пугать Зарему, я не стал ей ничего говорить, но мне не понравилось, что пропуска или приглашения, которые мы получали одновременно, имели разные номера и разные посадочные места в зале. Это не понравилось нам обоим. Мы решили следить за вакантными креслами в зале и просочиться на любые незанятые места рядом. Нас приласкали металлоискателем и отобрали мобильные телефоны. Я стал задавать вопросы, но мне ответили, что еще не поздно отказаться от участия, а вот ритуал допуска к этому участию сочинял и утверждал сам продюсер проекта. Оробевшая Зарема молчала рядом, как мышка. Весь вчерашний день мы с Заремой не виделись, только вечером поговорили по телефону на нейтральные темы. Я убедил ее не упоминать посетившую нас беду при беседах, когда присутствует «третий лишний». А когда он присутствует, я это ощущаю. Бедняжка послушалась, но вследствие моих пугающих инструкций у нее сегодня круги под глазами. Кругленький человечек, очень похожий на какого-то москвича, приветствовал участников ток-шоу от имени ЗАО «РКТВ» и спонсора программы – ЗАО «Эктос». Я еще раз глянул на свой билет – «Эктос» на нем не значился. При всей многозначности греческих слов, мне это название не показалось обнадеживающим. Ведь брата нет уже неделю. Неделю! И я не знаю, куда рассосалась та кучка народу, что приходила справляться о родственниках. Знакомых лиц я в зале не вижу. Только мы с Заремой. Передаю ей записку: «у тебя в зале нет знакомых?». Обернувшись, она отрицательно качает головой. Сегодняшняя тема, как объявляет ведущий, вульгарный социолог, это демографическая ситуация в стране. Категорически я не могу утверждать, что он социолог, но вульгарность проекта подтверждается «слоганом» на медленно вращающемся шаре: «Рожать или приглашать?» Ведущий приглашает сказать «слово» какую-то мадам «попечительницу», и судя по благоговейному вниманию, с которым он ее слушает, получает он зарплату не иначе как из ее кассы. – Дорогиэ друзя! Милые дзеци, уважаемые взрослые! Приветствую вас на подиуме интеллектуальных игр нашего телеканала! Наша методзическая служба подготовила для вас очередной форум на актуальную цему, в процессе которого мы рассчитываем через новую информированносць досцичь актуализации потребносцей дзецей и взрослых. Для того, чтобы и вы, и мы получили удовлетворение от нашего сотрудничества, советую вам внимацельно относицца к указаниям нашего ведущего и точно их выполняць! Спасиба за внимание! Попечительница милостиво описала рукой полукруг в сторону ведущего, а тот поклонился ей. Я встаю с кресла, бросив на сиденье газету, ловлю понимающий взгляд Заремы и двигаюсь к боковому проходу. Ко мне устремляется патрульная дружинница с рацией на поясе. – Простите, где у вас туалеты? – Через правый выход! – командует она, показывая в ту сторону, которая, по моим понятиям, все-таки левая. Над левым выходом укреплена бумажная полоса с крупными красными буквами: приглашать. Оглядываясь на противоположный выход, я вижу слово рожать. Раздумывая над увиденным, иду через вестибюль к известным всему миру табличкам. Но не туалет меня интересует. Фасад здания выходит на улицу со средней интенсивностью движения. Противоположная сторона дома, если верить карте, изучавшейся нами вчера, граничит с лесопарком. Моя вчерашняя попытка подойти к зданию со стороны леса была неудачной: обширная территория оказалась за железной оградой, куда были выпущены овчарки. Теперь мне надо было найти путь и проникнуть за кулисы – в тыл «моральных авторитетов». Не для того, чтобы устроить им сюрприз, а чтобы разгадать тайну сценария продюсеров и режиссеров. А тогда уж действовать по обстоятельствам. От туалетов следую беспечной походкой в другой конец вестибюля, где должен быть какой-то проход за кулисы. Больше быть ему негде, там он и оказывается. Деревянные ступени поднимаются до уровня сцены или, если пользоваться попугайским эсперанто ведущего, прямо на панель – только позади декораций. На задворках этих декораций у какого-то стола с настольной лампой коротали время двое молодых людей. Осторожно спустившись, я пошел по периметру, то есть остался на уровне вестибюля и двигался слева направо, по часовой стрелке. Так, огибая тыл «авторитетов», я выйду ко входу в зал студии, над которым красуется призыв рожать. Приходилось двигаться почти в потемках, ощупывая деревянные бока сценической платформы, натыкаясь то на дверную ручку, то на какие-то конструкции, то на брошенный кем-то и неубранный пожарный шланг… Но скоро стало «рассветать», и я могу уже, огибая угол, видеть тусклую застекленную стену, выходящую на лесопарк. Войти в зал со стороны застекленной стены мне было не суждено. И никто бы из участников ток–шоу не смог это сделать: прямо от дверей, пересекая боковой кулуар, в котором я находился, уходил наружу сквозь застекленную стену полностью изолированный гибкий коридор – из тех, через которые выпускают на посадку в самолет. Прижавшись к стеклу, я напрягал зрение, пытаясь увидать хотя бы бледный отсвет фюзеляжа – но тщетно. Наступившие сумерки ничего не позволяли увидеть. Конечно, мысль о самолете посреди лесопарка была необычной. Но и телевидение, как известно, – это «поле чудес». Как бы то ни было, а к месту следующего акта телешоу вел замкнутый коридор для авиапассажиров. С теми же предосторожностями я проделал обратный путь и вошел в зал через левую дверь – «приглашать». Зарема уже нетерпеливо оборачивалась ко мне и, когда соприкоснулись наши пальцы, у меня в руке очутилась ее записка: «Будет «голосование ногами» – приглашать иностранцев или рожать своих. Кто налево, кто направо». – Господа, господа… Все согласованные ораторы получат микрофон, прошу всех успакоица! А я, выходит, оратор несогласованный… На листке из записной книжки срочно пишу Зареме: «Зарема, что бы мы ни думали об этом голосовании, в правую дверь – ни в коем случае! Уходим через левую, через вестибюль! Потом расскажу!» Обернувшись, Зарема согласно кивает. И я вздыхаю свободнее … Телеведущий, не переставая молоть языком, смотрит с некоторым недоумением на идущего прямо к нему человека – меня. Вдруг он вскрикивает и, взмахнув на меня рукой, истерически вопит: – Это он, он! Не может быть! Значит, Миша в прошлый раз выступал, и на этот раз этого никак быть не может. У меня на руках повисают двое дюжих молодцов, микрофон далеко, и я кричу прямо публике в зал: – Я бы сам голосовал через правую дверь, – и тут соображаю, что чудища из президиума скажут: правую относительно президиума, поэтому кричу: – Через… которая «рожать»! Но туда не ходите, не ходите, это опасно, умоляю вас! Я чувствую, что меня тащат в сторону выхода к лесопарку. Я упираюсь изо всех сил. Зарема вскакивает и бежит ко мне. – Отпустите его! – кричит она, и я не знаю, бывает ли более восхитительный крик. – Мы уходим отсюда! Держиморды смотрят в сторону ведущего, не ослабляя хватки, но я подсекаю одного из них, другому что-то сделала Зарема – и мы бежим. В вестибюле нам наперерез бросается охранник, и я проваливаюсь в нокдаун… Что сделала с охранником Зарема, я не знаю, но мой нокдаун – это не нокаут. Мы вываливаемся на улицу, и Зарема останавливает машину. Она называет свой адрес, и я пытаюсь улыбаться разбитыми губами: – Теперь буду знать, как можно быстро напроситься в гости… – Молчи, – шипит она, промакивая мою кровь платочком. – Мне нужен ближайший цветочный магазин, – упрямо твержу я. – Лучший из ближайших. – Я вижу, тебе еще мало попало, – смеется Зарема. – А ты что сделала? Скажи! Она тихонько, пряча за спинку переднего кресла, показывает баллончик. – Ты женщина недюжинного ума, – говорю я усталым, но довольным голосом. И вдруг меня обдает как морозом по коже: о судьбе брата я ведь так ничего и не узнал! Но подозреваю что-то очень скверное.
Меня к Инге в этот вечер не пустили. Я ей только позвонил, и, пока мы говорили по телефону и я ее пытался успокоить, моя разбитая губа стала снова кровоточить. Меня в приказном порядке оставили ночевать. Я был доволен и недоволен, что мы с Заремой ночевали в разных комнатах, но спал я так, как и врагу не пожелаю. Все же под утро, чтобы не терзать себя потом сомнениями идиота, я встал проверить дверную ручку комнаты Заремы. Дверь была заперта. Может, и к лучшему… После завтрака я, не прощаясь, сказал Зареме, что мне надо выйти на минуту. Она, не выказывая удивления, проводила меня до дверей и шепнула: – Звони два раза – длинный и короткий, как восклицательный знак! И мы молча улыбнулись друг другу одними глазами. После цветочного магазина я колебался, покупать ли вино. Но мысль о неизвестной судьбе брата меня остановила. Притормозив у дверей ее квартиры, я услыхал, что Зарема включила теленовости. Но мой восклицательный знак она услыхала сразу. – Толя! – только и сказала она, глядя на розы. Но еще прикоснулась губами к моей незаживающей ране. Или это мне показалось? Я спиной прислонился ко входной двери и прижал ее к себе. Ее спина была чуть напряжена. – Скажи, – шепнул я ей в ухо, – ты как проголосовала бы в том чертовом телешоу? – Как и ты, – взглянула она ясными очами. – Рожать! – А к себе лично ты это не относишь? Она легонько пожала плечами. – Выходи за меня замуж. – Ты меня совсем не знаешь. – Но ты мне дашь узнать? Она молча склонилась к моему плечу. – Только как твоя дочка отнесется? – говорю я. – У моей Маши доброе сердце. – А у меня – не знаю, – честно отвечаю я. Утреннее солнце стояло у нее за спиной, пряталось в зареве ее волос, а я укрывался от солнца в тени ее ставшего уже таким родным лица. Она что-то ответила. Я включил слуховую память и прокрутил назад. – Разберемся! – сказала она голосом, расплывшимся от улыбки. – Из города бежим? – Двадцать лет назад я бы тебе сказала: хоть на край света! – Край света начинается сегодня…
* * *
Из-за самолета, сгоревшего в аттракционе «Аэропорт», руководство авиакомпании, сдававшей в аренду списанный авиалайнер, от комментариев отказалось. Основная версия следствия – неосторожное обращение с огнем нескольких бомжей, облюбовавших самолет, предназначенный к утилизации. Остается открытым вопрос, как могли бомжи проникнуть в неохраняемый, но закрытый наглухо объект?
_______________________________________________
Юрий Лебедев – прозаик, автор книги «Годовщина прошлой листвы» и других, член Союза писателей России. |