Мигель САНДЕ |
ИСПАНСКИЕ ГОСТИ
Мигель САНДЕ
Хаотическая траектория маятника
* * *
Комета, рыба, птица, лягушка: углы и радиусы. Четвертое измерение. Черная равнина. Душа. Ветка протягивает свой единственный лист, словно желая сбросить его на пространство шага, нежный шорох которого еще тревожит аллею. Кельи в теле кристалла. Луны. Офиуры. Асцидии. Воспоминания. Звон белизны.
* * *
Тень от Земли. Смертный холод. Тяжесть света. Весь космос. Вечная память! Крабы, осветленные божественной мыслью.
Дерево. Во мраке одиночества. Стайки креветок, в этой обнаженности, суровость которой продлевает естественную телесность цветка, прелесть и обреченность которого воскреснут
* * *
ВЗРЫВ туманная арка под холодными каплями ЛЕД Голотурии, многоножки, анемоны, губки, затянутые водоворотом. Звезды. Пауки. Моллюски. Посреди безмолвия и камней. Чистое мышление … глаза, словно два ореха, в извилинах скалы и кольцах камней, при лунном затмении. Пепел. Лава. Обугленные впадины на дне. Подводные скалы. Черный базальт. Пусть это будут последние слова
Наваждение
1 эльфы из северной легенды и ренессансные пажи. Кактусы. Молочаи. Лабиринты. Агавы. Таинственные округлости кактусов, без сердцевины. Экватор. Меридианы. Эклиптика. Камни. В огне. Трон. Из железа. Многомерность. Горящая смерть. Ясная ночь
2 чернота стволов контрастирует с зелеными капельками, похожими на липовый цвет, который в тумане осыпается на канал…
Снег. И огонь. Корни, разрывающие синеву и радугу, и обнаженный торс из тосканской бронзы, устремившийся ввысь, в темной помещении, без цветных пятен
Желание
1 под звуки гитары и шелест вереска, в холодной синеве оконного проема — звездочка. Стебель, сломанный светом, расколотый треугольник водяной лилии в пустом пространстве как противодействие тому, что … 2 в схватке с ночью. Персеиды. Дракониды. Лацертиды. Внутри тебя уже больше никого нет, мать.
И еще. Желтизна сквозь просветы балкона и террасы; Лиловая нить и мерцающий свет на полу из мрамора и оникса, и колонны из желтого мрамора. Прозрачность перед наивным рисунком, в совершенно черной раме, контрастирующей с глубиной зала
3 Поры. Водяные. Огненные. Симметрия. Птица. Белая. Черная. Хрусталь, источающий Свет. Липы и земляника, оживляющие пейзаж, И старое кожаное кресло кремового цвета с полушками Из небеленого холста, на черном фоне. Пурпур, фиалка, мальва. Изысканность огни города. фантазия
Мечтания
1 Словно четыре венецианские дамы, нарисованные сепией на кремовой ширме, окутанные легкой дымкой, неподвижно стоят перед туманным морем, а свечи на террасе обрамлены коричневым цветом, а среди ромашек, шиповника и маргариток походная койка в елизаветинском стиле под белым покрывалом, а в рощице столик из кованого чугуна и мокрого мрамора, в форме полумесяца, а ветки — словно контрапункт марокканскому маяку, зажженному утром.
2 словно в черно-белом изображении, варенье из смокв и кувшин с душистым вином, земляника и смородина в хрустальной вазе, и деревянная кровать с атласными подушками, среди высоких цветущих лип, и холодные лепестки при первых лучах — любимая, тебе это нравится? — в висячих садах
Апрель, одиночество
сколько длится настоящее? — Каменистые реки. Отсвет Огня. Звездный многоугольник. Из снега. В воспоминании. Горы. Холодная земля и ветки грушевого деревца с сильной синевой на первых листьях, отбрасывающих тени — видишь, как шевелятся — на стену, и пирамида, упавшая на обнаженный графит и разбившая его на куски, которые приближаются, когда ты отступаешь на несколько шагов назад
* * *
лед на черных камнях, и темные чайки, и засохшая морская звезда посреди планктона на бесплодной земле; мимолетность и сомнение; тепло, но уже холодает. Вертикальная бахрома на фиолетовом фоне контрастирует с колышущимся цветущим полем в пейзаже, существующим только в нашем воображении.
Снег и оттепель. Ночь. Лишайники и крабы; обрывки шкуры, залитые водой, и большая изогнутая борозда с виноградной лозой, срезанной посередине. Воробьиный гомон. Маргаритки расцвели в созвездии Тельца
Безмолвие
Солнце. В кристалликах льда — гниющий планктон, субстраты, личинки и даже кубики соли. Капля, венец — конус — волна — воды. Грибы. Альбатросы. Чайки посреди водорослей. Лишайники. Папоротники. Белые потоки. Базальт и свет. Бескрылые насекомые, паучки
* * *
кора, словно металлическое покрытие, и верхушки с морскими фильтрациями среди окислов магния и железа на открытой земле.
Заходящее Солнце, ветер, черная скала, пепел; гранит и базальт на выжженной равнине. Во мраке магический смысл числа извлекает определенную гармонию из хаотической траектории маятника. Прах скалы и кратеров
Куб и додекаэдр
Начатки кристалла. Оттепель. Уже окаменелый, темный труп звезды. Холодная материя. Открытая вершина в памяти воды. … окислы на поверхности скал. Мерзлота. Ветер. Кружатся личинки. Глаза. Сложные. Фасеточные. Пустые. Мертвые растения в пустыне из воды и камня
* * *
громадное ущелье из красного камня, а на дне — пересохший поток. Сюда никогда не заглядывает Солнце. Гора и песок. Саламандры. Свет, в естественном колорите скалы; стены Из розово-желтого камня, переливающегося цветами радуги, и лавровые деревца среди впадин и лабиринтов. Всего лишь один клематис мог бы оживить эту мертвую пустыню.
Перевел с галисийского Андрей Родосский
_______________________________________________
Мигель Санде (1961) – испанский поэт и драматург, лауреат премии Кальдерона. Живет в городе Вивейро на берегу Бискайского залива.
Андрей Родосский – поэт и переводчик, автор книг «Плоды любимых дум», «Глагол времен» и других, кандидат филологических наук, член Союза писателей России.
|