Виталий МАСЮКОВ |
ГОЛОС МИНУВШЕГОДАЛЕКАЯ ГАЛЕРЕЯ
комментарии дилетанта
Перед картиной Боттичелли «Поклонение царей»
октава
Цари склонились с кротостью овечьей. И кажется, что тишь вокруг благая и сладостно благоухает мирра, и лишь Младенцу уготован трон… Но внекартинный зритель недоверчив, легко и приземленно полагая, что каждый царь в какой-то мере Ирод, а если и не Ирод, то Нерон.
Касательно картины Леонардо да Винчи «Джоконда»
триолет
Он женщину писал, писал Джоконду. А написалась сумрачная Тайна. Неужто своенравна кисть фатально? Он женщину писал, писал Джоконду.
Когда лишь намечал легонько контур, Услышал гомон вдаль летящих стай… Но он женщину писал, писал Джоконду. А написалась сумрачная тайна. Блудному сыну с гравюры Дюрера (а также отчасти с картин Пальмы Младшего и неизвестного художника)
неосекстина
Голод – не тетка, как говорится. И зачерпнуть ты хотел из корытца то ли рожков, то ль протухшей ботвиньи. Втуне! Кормушки каждую пядь ныне готовы в бою отстоять свиньи.
Слаб ты, мой брат, по сравнению с ними. Ты – приунывший, гонимый, ранимый, в сальном камзолишке с жалкою штопкой... Свиньи ж напористы, гладки, бодры, свиньи не знают одежд и хандры топкой.
Так что, голодный, припав на колено, стой средь враждебно-бесстрастной вселенной, рядом со жрущими свиньями, чтоб их!... И вспоминай, как, болтлив, краснолиц, пил ты мальвазию с парой девиц сдобных.
Ты вспоминай (хоть проклятая память колет зазубренно-злыми шипами), как ускакал на кобыле гривастой из дому, как в разбитных кабаках всех угощал без разбора и как хвастал.
Ты вспоминай, как сказал домочадцам, прежде чем вдаль горделиво умчаться: «Всех что ни есть удостоюсь наград, мол!»… Только в своей убеждаясь вине, ты – человек в окруженьи свиней, брат мой.
Касательно картины Мурильо «Вознесение»
узинса (читается снизу вверх)
к вспышке… и выше – воспарила Мария зорь, ветров и тучек певучих в несказанное слиянье в сиянье, чуя, как свою тоску о Сыне, – отныне сирых и все их долготерпенье все пени где любой иль болен иль унижен, от хижин, жабы и та тварь, что глянуть ввысь не смеет, где змеи, выжженной земли, от грязи и от дерна, От черной
Попытка озвучить картину Неизвестного художника «Осада» тенсона
Расставив ноги, чтобы не шататься, и выставив вперед живот, как жбан, вопит он снизу, с вала: «Святотатцы! Вас не спасут броня и ворожба! Мечи и стрелы наши – видит Бог! – губительны для ладанок и лат. Мы перебьем вас, будто бы цыплят!»
А с башни замка, тощий, однорукий, склоняющийся хлипко, как ветла, хрипит: «Христопродавцы и ворюги! Уж заждалась огня смола в котлах. У нас ее в достатке – видит Бог! – чтоб подпалить со стен всю вашу рать и прямо в ад отправить – догорать!»
Так, распаляя несуразной злобой и без того недобрые сердца, кричат, кричат, кричат они. Но оба зря полагают, будто созерцать осады копошенье должен Бог. На крик воззрился было вельзевул, да тут же отвернулся и зевнул.
Перед картиной Веласкеса «Себастьяно Мора»
сонет
Что на меня глядишь так, Себастьяно? Ты ошибаешься, я не таков. Да, припозднился я вчера в гостях, но там не разбил ни окон, ни очков.
Да, на прощанье в эйфории пьяной наговорил лишку, так ведь стихов! Да, собирался стибрить фортепьяно – не стибрил, а ведь – пара пустяков…
Сбиваюсь, будто ерничать мне внове. О, до чего ж твой взгляд упорно-черный! «Да! – вдруг хриплю, нисколько не юля. –
Виновен я. В чем только ни виновен! По мне давно уж плачет столб позорный, а может быть, и мыльная петля».
Касательно картины Тинторетто «Христос перед Пилатом»
триолет
Опрятному не виден ореол, так зренье у опрятного устроено. Не против он пророков и героев, но опрятному не виден ореол.
Пилат ладони вымыл и обрел спокойствие (а стража все ж утроена) – опрятному не виден ореол, так зренье у опрятного устроено.
К картине Гольбейна Младшего «Генрих VIII»
два рондо
1
Поскольку он король, он тучен – в три обхвата. Но со здоровьем у монарха плоховато: одышка, колики, порою и запор, бессонница, мигрень и зуд с недавних пор. Еще в придачу, временами глуховат он.
Да, рядом плач – в ушах монарха будто вата. А спорят палачи, чей тяжелей топор, он превосходно слышит этот дальний спор, поскольку он король.
О зрении своем он говорит с бравадой. Однако на сирот глядит подслеповато, калеку-кнехта же не видит и в упор… Зато он разглядел, чей флот прошел Босфор и кто принцессу гималайскую сосватал, поскольку он король.
2
Будь он бродягой, был бы он, как волк, проворен, и потому за ним не поспевали б хвори. Он мог заснуть бы на булыжной мостовой и пить, как тот же самый волк, вниз головой. Он, в общем, был бы у чертей в фаворе.
Он слышал смерть бы в мало внятном разговоре, что в сумерках завел упившийся конвой. И сшиб бы он пьянчуг в момент тот роковой, будь он бродягой.
О нем рассказ как о веселом добром воре звучал стократно бы на слободском подворье, где пропил он браслет (естественно, не свой). О короле же и о челяди его он думал редко бы и – как об алчной своре, будь он бродягой.
Касательно картины неизвестного художника «Приход смерти»
катрен
Отшельник, и тот – по наитию – втихую боится конца. Хотя мы все – по развитию – не вылупились из яйца.
Публикация Алексея Ланцова
_______________________________________________
Виталий Масюков (1934 – 2011) – поэт, прозаик, драматург. Родился в Краматорске. Учился в Литературном институте. Жил в Ульяновске. Автор книг стихов «Последняя радуга» (1997) и «Быть утром» (2008). Много лет руководил городским литературным объединением «Стрежень». Его оригинальный цикл стихотворных комментариев к картинам художников Возрождения публикуется впервые. |