№8 2008


Содержание


Борис Краснов. Время течет в обе стороны. Стихи.
Михаил Иванов. Ворковали голуби. Рассказ.
Борис Подопригора. Дуэль. Рассказ.
Алексей Ахматов. Танцует дерево в камине. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Мама и Миша. Рассказ.
Анатолий Аграфенин. В Кулдиге-где-где. Очерк.
Грузинские гости:
Владимир Саришвили. Старолондонские сонеты. Стихи.
Михаил Ананов. Мой добрый старший брат. Рассказ.
Ямбургские гости:
Сергей Смирнов. Туда, на прародину, в Индию. Стихи.
Галина Бестужева. Сияет радуги дуга. Стихи.
Сергей Порохов. Секретная жизнь Пушкина. Исследование.
Александр Беззубцев-Кондаков. «Противный» Розанов. Статья. /a>
Даниил Аль. Песни моего детства. Воспоминания.
Славянский мир
Марина Дробышева. Под маской Выдры. Заметка.
Отокар Бржезина. Движенье губ немых. Стихи. (Перевод О. Лихачевой)
Голос минувшего:
Николай Шумаков. Мой однокурсник Рубцов. Воспоминания.
Геннадий Григорьев. Я шел своим ночным дозором. Стихи. (предисловие и публикация Н. Голя).
Сергей Артемьев. Волшебная сила искусства. Байки.
Евгений Антипов. Симпозиум. Реплика.
Евгений Евдокимов. Здесь жил поэт. Заметка.
Евгений Лукин. Нам внятно все. Рецензия.
Сергей Вольский. Стихи и лопухи. Пародии.

SnowFalling

Анатолий АГРАФЕНИН

В КУЛДИГЕ-ГДЕ-ГДЕ...

Очерк

На месте грозного замка Ливонского ордена сейчас невысокий холм, парк со скульптурами и памятный камень с надписью: «Здесь стояла крепость, разрушенная во время Северной войны 1700 – 1721 годов».

Все, что осталось от замка, – малюсенький фрагмент башни со старинной дверью. На двери – ржавый амбарный замок. Что там скрывается? Этот вопрос всегда страшно волновал Юриса. Может, обычный погреб? А может, подземный ход или даже тайный лаз к сокровищам герцога?

Замок на замке

Сколько тайн скрывает Кулдига, средневековая столица Курляндии!

– Курземе, – мягко поправляет меня Юрис. Он – латыш, немецкое название этих мест не приемлет. – Тебе же не приходит на ум называть Петербург Ниеншанцем. Так и не стоит называть Курземе – Курляндией, а Кулдигу – Голдингеном. Старые названия сменили в 1918-м, когда Латвия обрела независимость. Даже Советская власть их не вернула. Все! Это кануло в Лету.

Но, к счастью, не кануло в Лету все вокруг. У замкового холма шуршит водопад Вента Румба. Это, конечно, не Ниагара, но по европейским меркам – природный раритет. Водопад считается самым широким на континенте! Чуть поодаль – старинный мост, построенный еще в XVII веке. У моста старое здание под покрывшейся мхом черепицей. Дом как дом. Табличка на нем сообщает, что это пристанище начальника караула замковой стражи.

– На самом деле это жилище палача, – комментирует Юрис. – Но все остальное правда – дому без малого пятьсот лет.

Что ж, в любом приличном городе должен быть палач, куда ж деваться... Кулдига стала городом в 1242 году. Сейчас жителей в нем чуть больше десяти тысяч. Но за свои семь веков главный город Курляндии – Курземе никогда не терял своего столичного достоинства. Вот кабачок «У реки». Его открыли еще при герцоге Якобе. При Латвийской ССР это была общепитовская столовка, но, по сути, заведение профиль не поменяло. В здании неподалеку четыре века работает аптека. Напротив – шикарный «Метрополь», по здешним меркам гостиница не такая уж и старая, но и ей больше века. Современность и древность легко уживаются. На стенах сотен средневековых домов можно увидеть спутниковые антенны, а над черепичными крышами поднимается дым из труб: в городе по-прежнему топят дровами, а дровяные сараи занимают чуть ли не половину площади дворов.

В глушь, в Курземе!

Чтобы узнать настоящую Латвию, увидеть одну Ригу недостаточно. Этот многоголосый и многоязычный мегаполис Балтии слишком космополитичен. Страну нужно изучать в глубинке. Лучше места, чем Курземе, не найти. Юрис из этих мест... Вот и вызвался показать настоящую Латвию.

Курземе – это весь юго-запад республики. Тут берега окатывают волны подлинной Балтики – холодные и злые, не то что рябь мелкого Рижского залива. Тут леса – настоящие чащи. А холмы – господи, великану по колено, – но ощущение такое, что попал в уголок Швейцарии... Едешь на машине по краю такого холма, с одной стороны – густой лес, а с другой – обрыв и великолепная живописная панорама долины реки Абавы. Что означает название, неизвестно, но звучит красиво!

В местечке Сабиле еще один природный уникум. Тут стоит так называемая Винная гора. Она расположена так, что солнце освещает ее склоны с утра до вечера. А соседние холмы надежно оберегают ее от ветров. И хоть солнце в этих местах такой же нечастый гость, как и у нас, но его тепла вполне достаточно, чтобы в Сабиле выращивали виноград. Здешние виноградники – самые северные на планете – официально зарегистрированы в «Книге рекордов Гиннесса». А вино из этих мест поставляли еще ко двору великого магистра Ливонского ордена.

Его высочество, капиталист

Самый знаменитый исторический персонаж этих мест – герцог Курляндский Якоб. Жил он в XVII веке. Пока учился в Ростоке и Лейпциге, его неуравновешенный дядя поссорился со своими вассалами и во время заседания ландтага приказал вырезать полпарламента. Но желанной абсолютной власти дядя не получил, его сместили, а Якобу пришлось прервать учебу. Печальный пример родственника заставил молодого герцога добиваться своих целей не силой и жестокостью, а путем реформ. Он решил превратить Курляндию в процветающее государство. Все свои средства он, говоря современным языком, инвестировал в промышленность. Его мануфактуры производили сукно не хуже английского, а платья шили даже лучше французских. На сталелитейных заводах изготавливали инструменты и оружие. Земли давали хороший урожай, а море и реки давали неплохой улов.

Якоб искал новые рынки сбыта отличных товаров. И решил махнуть через....... океан. Как пишут о нем исследователи, он был одним «из коронованных мечтателей с великими замыслами, всю жизнь свою носящихся с планами, размеры которых находились в обратной пропорции с имеющимися средствами». Его флот завоевал сначала колонии в Африке, а затем курляндский флаг – черный рак на красном фоне – взвился на острове Тобаго в Карибском море. Сегодня это кажется небылицами, но это исторические факты.

Петр I в свое первое путешествие за границу отправлялся через курляндский порт Виндаву – нынешний Вентспилс – судя по всему, пример Якоба вдохновил его и укрепил в необходимости осуществления задуманных реформ. Говорят, русский царь даже планировал поход своего флота к берегам Африки...

Этим смелым фантазиям Петра не суждено было сбыться. Но они вполне были осуществимы, у России появились мощный флот, опыт грандиозных побед и сумасшедшая харизма расправившей крылья страны. А откуда добыл столько средств на свои свершения властелин крошечного балтийского герцогства?

Дедушкин капитал

Возможно, разгадка проста: дедом Якоба и основателем Курляндского герцогства был Готхард Кетлер, последний магистр Ливонского ордена. Свой титул он получил за год до краха рыцарского братства. Предшественник Кетлера попал в плен к Ивану Грозному. Кстати, лет через пятнадцать он писал из ссылки из-под Ярославля, что «грех жаловаться на свою судьбу», русские одарили его поместьями и почестями. А энергичный Кетлер поначалу решил бороться с русским войском. Он собрал немалую армию и даже после длительной осады отбил один из замков. Но положил у его стен больше половины своих воинов. Тут Готхард понял, что дни ордена сочтены, метнулся к польскому королю Сигизмунду II Августу и принес ему присягу. Ливонию благополучно «распилили» сильные державы – в первую очередь Польша, Литва и Швеция. Но и Кетлер приобрел свой «маленький свечной заводик». В 1561 году он стал герцогом и, судя по всему, привез с собой в Курляндию значительную часть орденской казны. Этого своеобразного «золота партии» хватило не только самому Готхарду, его внуку Якобу, но и последующим потомкам. Надо видеть дворцы курляндских герцогов в Елгаве, куда они позже перенесли свою столицу, и Рундале, где находилась их загородная резиденция. С этих шедевров барокко начал свое восхождение к славе великий Растрелли.

Кстати, сегодня некоторые ученые утверждают, что Ливонский орден в свое время приютил спасавшихся от гонений в Европе рыцарей ордена Храма. Тамплиеры, возможно, передали рижским единоверцам не только свои несметные богатства, но и знаменитые реликвии, в том числе чашу святого Грааля. Прямых доказательств этой версии нет. Но хроники свидетельствуют: после разгрома тамплиеров заштатный и бедный Ливонский орден неожиданно разбогател, начал строить великолепные замки, храмы, хорошие дороги...

Кладоискатели верят в эти легенды и с особым азартом посматривают на руины замков и малоизученные курганы.

Общая история

– Погляди, как красиво скачет по долине рыцарь! – сказал Юрис, когда мы возвращались из Кулдиги. От всего услышанного и увиденного могло померещиться что угодно. Заходящее солнце искрилось в водах Абавы, слепя и играя с возбужденным воображением. Юрис засмеялся и, продолжая шутку, напел: «Где ты, моя ненаглядная, где? В Вологде-где-где-где, в Кулдиге-где...».

Юрис родился в Кулдиге, учился в Ленинграде, работал в разных уголках Союза. Малоизвестная нам Курземе, оказывается, связана с нами многими нитями. Рыцари Храма и масонские идеи Павла I. Реформы Петра Великого и опыт герцога Якоба. Походы русских мореплавателей, выходцев из Балтии, и странное пристрастие латышей произносить названия экзотических мест – «Тобаго», «Гамбия» – как свои. Творческая юность Растрелли, Бирон и царица Анна Иоанновна…

К слову, Петр I выдал свою племянницу замуж за одного из последних представителей рода Кетлеров. Согласно известной легенде, царь заставил юного жениха выпить на одном из пиров свой знаменитый штоф водки. Отчего герцог и помер. Анна Иоанновна отправилась в свои новые владения одна, скучала больше двадцати лет, пока не стала российской императрицей.

У нас общая история и общие культурологические корни. Чем больше кто-то пытается, чтобы о них забыли, тем с большим азартом люди восстанавливают утраченные знания и связи.

_______________________________________________

Анатолий Аграфенин – прозаик, автор книг «Саквояж впечатления», «Виза в мир», член Союза писателей России и Союза журналистов Санкт-Петербурга, главный редактор газеты «Утро Петербурга».

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.