№11 2010


Содержание


Борис Краснов. Подвал. Стихи.
Татьяна Алферова. Спектакль. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Вера Веры. Рассказ.
Андрей Неклюдов. Капитан Морган. Рассказ.
Галина Гампер. Обратный отсчет. Стихи
Молодые голоса:
Элина Леонова. Караван. Стихи.
Вадим Шамшурин. Ночь наизнанку. Рассказ.
Кирилл Рябов. Птица жизнь. Рассказ.
Дмитрий Хоботнев. Навсегда. Рассказ.
Галина Илюхина. Болотный огонь. Стихи.
Голос минувшего:
Вера Шургая-Верейская. Книжных дел мастер. Статья.
Е. Матвеева, А. Толстиков. Таким мы его помним. Воспоминания.
Донецкие гости:
Валентина Ботева. Очаг. Стихи.
Пензенские гостии
Татьяна Кадникова. Куда летят собаки осенью? Стихи.
Михаил Устинов. Поэтическая вольность. Статья.
А. Беззубцев-Кондаков. Непредсказуемая реальность. Статья.
Петр Ильинский. Искушение и погоня. Исследование.
Русский мир:
Марьяна Голь (Израиль). Про жаркую страну. Рассказы.
Семен Каминский (США). Ангелы по пять. Рассказы.
Ольга Гришина (Бельгия). Завязь. Стихи.
Михаил Блехман (Канада). Творцы. Рассказ.
Борис Юдин (США). Удача. Запорожец. Рассказы.
Виталий Мельников. «То самое» Антона Чехова. Заметка.
Александр Мелихов. «Страсть дарит силы».(интервью Елены Елагиной)

SnowFalling

Александр МЕЛИХОВ

«СИЛЫ ДАРИТ СТРАСТЬ»

С писателем Александром Мелиховым

беседует поэт Елена Елагина

Елена Елагина: Чем, на твой взгляд, роман – на уровне фразы – принципиально отличен от рассказа? Понятно, там и задача другая, и ее решение. Это все равно как пытаться сравнить монументальную живопись и миниатюру, но инструмент-то – слово – один…

Александр Мелихов: Роман претендует дать некую художественную формулу жизни как целого, по крайней мере, какого-то целостного ее аспекта, а рассказ подчеркнуто говорит о частном эпизоде. Хотя если в этом эпизоде не концентрируется нечто большее, чем он сам, это уже почти не литература.

Елена Елагина: Мне кажется, ты как прозаик-философ в романе идешь именно от идеи. Всегда ставишь себе сверхзадачу, но, решая ее, наводишь на читателя морок реальности: все ведь, как в жизни, хоть руками щупай. Ан нет – иллюзия!

Александр Мелихов: Если помимо развития бытового сюжета параллельно не развивается какая-то сквозная идея, мне писать просто неинтересно. Но и писать чистую аллегорию, не имеющую другой цели, кроме как иллюстрация идеи, мне тем более не интересно. А вот когда возникает живой характер, для которого эта идея является личной драмой, когда испытания, посланные ему судьбой, одновременно являются испытаниями его убеждений, – вот тут я испытываю самый настоящий творческий азарт.

Но реальность никогда не бывает настолько услужливой, чтобы устраивать нужные тебе события – ты и поступаешь как все фокусники: творишь иллюзию из разрозненных элементов правды. Чем правдоподобнее выпишешь частности, тем правдоподобнее будет казаться и сотворенный тобою фантом.

Елена Елагина: Твой роман «Весы для добра», который, кстати, десять лет отлежал до выхода в свет, по идее впору отнести едва ли не к жанру фантастики: это же надо такое придумать – измерять добро, истину, красоту…

Александр Мелихов: Я обдумывал эту вещь, готовясь к защите диссертации о стабилизации управляемых систем, и, подобно толстовским героям, мучительно осознавал, что занимаюсь полной чепухой: жить, не зная решения задачи стабилизации с неполной информацией, очень даже можно, но, не зная, в чем смысл жизни, жить нельзя. Жить нельзя, не зная точно, что справедливо, а что несправедливо, что прекрасно, а что безобразно… Но я тогда был стихийный позитивист и полагал, что можно что-то понять точно, только исключив все личные пристрастия, все передоверив каким-то измерительным устройствам. И мне стоило больших усилий понять, что именно пристрастия и решают этот вопрос… Но вместе с тем меня захватывали наблюдения за человеческой психологией, казалось страшно интересным следить, как мысль пробивается сквозь мусор непрестанных житейских впечатлений – а параллельно с нею текут события, путешествия и приключения… Мною владела страсть вглядываться в мелочи и живописать их с такой тщательностью, чтобы каждому становилось ясно, что в жизни нет ничего мелкого… Это была хорошая школа, но сейчас этот микроскоп мне бывает нужен лишь изредка.

Елена Елагина: «Горбатые атланты», где ты вывел, в частности, некоего пророка, который говорит, что все должно служить человеку, т.е. предлагается этакий антропоцентризм-гуманизм без берегов, отлеживались значительно меньше, но тоже лет семь? И там, как мне кажется, уже довольно сильно зазвучала тема девиантного поведения, так или нет?

Александр Мелихов: Они отлеживались уже по той лишь причине, что рухнула издательская система, но в толстых журналах я все опубликовал довольно быстро. Тогда я как раз очень много занимался проблемой самоубийства, и в «Горбатых атлантах» пришел к очень важной для меня мысли. Я изобразил пророка, который проповедует модную во время перестройки идею: все, что возвышается над человеком, – религия ли, государство ли, какая бы то ни было идея, – все это подавляет человека, заставляет приносить кровавые жертвы, а потому должно быть устранено. Не должно быть ничего выше человека. И вот этот пророк где-то на краю света наконец-то реализует свою утопию. Прежде там процветало пьянство, воровство, даже убийства, но вот на месте развалюх выросли чистенькие домики, школы, где мальчики в коротких штанишках пишут интересные сочинения. И – одновременно появились самоубийства. А раньше могли убить другого, но не себя. И вот любимый ученик, который казался пророку человеком будущего, говорит ему: «Да, конечно, ты подарил мне знания, понимание относительности всего на свете, теперь мы понимаем, что каждый по-своему прав, каждое мировоззрение, каждый обычай заслуживает уважения, и теперь я настолько привык уважать чужое, что перестал уважать свое. Да, жить мы стали лучше, сидим на удобных стульях, а мои родители сидели на бочонках из-под пива, но они и не знали, что стулья есть на свете, зато они знали, что быть богатым – это значит иметь на две жердины больше соседа, быть храбрым – проломить кому-то голову, быть умным – украсть что-нибудь на фабрике, они точно знали, что хорошо, а что плохо, а я ни в чем не уверен. Я знаю, что где-то стыдно красть, а где-то стыдно трудиться, но что на самом деле почетно, а что стыдно, я не знаю».

Елена Елагина: Такой тотальный релятивизм.

Александр Мелихов: – Да. И результат плачевен. Любимый ученик кончает с собой. И мой герой приходит к выводу, что вся беда в свободе. Если разрешено иметь об одном предмете два мнения, то завтра их будет четыре, послезавтра восемь и так далее. Мнения начнут делиться, как раковые клетки. Свобода – это рак. Поэтому из мира, прежде всего, должна быть изгнана свобода мысли. Свободомыслящий человек настолько же опаснее убийцы, насколько рак опаснее царапины. На этой оптимистической ноте пророк и уходит из жизни. Это я написал в 89-м году, когда нам всем свобода казалась панацеей от всех скорбей.

Елена Елагина: Что причина, а что следствие? Сначала «Горбатые атланты», а потом помощь самоубийцам или наоборот?

Александр Мелихов: Почти одновременно. Работая над романом, я и начал заниматься практической помощью потенциальным самоубийцам. В то время об этом нельзя было даже писать. В нашей стране самоубийц не было. В советской энциклопедии не было такого слова. Статистика была засекречена. Всю доступную медицинскую литературу, которая тогда существовала, я проштудировал. В Публичке со скандалом выцарапал классический трактат Дюркгейма «Самоубийство». И после всего этого организовал общество «Круг» – волонтерская помощь людям, склонным к суициду. Это была целая эпопея. Сложился небольшой, но очень хороший коллектив, где прекрасно друг к другу относились, собирались вместе, разговаривали.

Елена Елагина: О высоком?

Александр Мелихов: О высоком. Друг другу оказывали моральную поддержку. Я ходил в центр Скорой помощи, куда привозили суицидентов, – там у меня были хорошие отношения, мне помогали отобрать тех, кто не просто нуждается в помощи (там нуждались все), но кто наиболее перспективен в каком-то отношении. Я с ними разговаривал, оставлял свой телефон, многие звонили, многие не звонили. И я уже тогда нащупал тот метод, который впоследствии сделался основой моей, прости за высокопарность, социальной философии. Я понял, что человека убивают не столько сами страдания, сколько ничтожность этих страданий. Что если помочь человеку создать красивый образ собственного несчастья, то он выдержит в десять раз больше. В этом и заключается спасительная роль культуры – системы коллективных иллюзий, спасающих человека от ужаса собственной ничтожности в бесконечно огромном и безжалостном мироздании.

Елена Елагина: Откуда силы на все это? Тогда – самоубийцы, сейчас – люди со сниженным интеллектом. Ведь на все это уходит бездна времени.

Александр Мелихов: – Силы нам дарит страсть. Когда есть страсть, есть и силы. Не будет страсти – не будет и сил. А страсть порождается иллюзией значительности того, что ты делаешь. Тогда в России еще не было волонтерской помощи суицидентам, и мне казалось необыкновенно важным создать эту помощь. Мне и сейчас кажется: я доказал, что такая помощь необходима и возможна. Я очень много писал в периодике на эту тему. И я надеялся, что кто-то меня сменит – там были отличные ребята, более приспособленные к лидерству, чем я. Но, к сожалению, как только с концом советской власти кончилась возможность в университете заниматься в рабочее время благотворительной деятельностью, я вынужден был уйти в челноки, и все это тут же развалилось. До сих пор жалею. С очень уж прекрасными людьми свела меня тогда судьба.

Елена Елагина: А почему писателю, да и человеку, Мелихову так небезразличны едва ли не все вариации т.н. девиантного поведения?

Александр Мелихов: Мне здесь всегда мерещится какая-то глубокая тайна. Всякий раз, когда я начинал заниматься каким-нибудь видом социального уродства (или, если угодно, несчастья), то, как правило, открывал для себя что-то важное. Когда я занимался проблемой наркомании, я понял, что человек по своей социальной природе наркоман. Ему необходимо какое-то упоение, забвение реальности. Если он не находит этого в культуре, если она становится лишь формой утонченного развлечения, переставая выполнять свою главную функцию – защиты от правды, то человек начинает добирать до нормы психоактивными препаратами. Сейчас я занимаюсь проблемами людей со сниженным интеллектом. Думаю, и там мне что-то откроется. Если как следует вглядеться, обязательно что-то увидишь. Собственно, я только что опубликовал роман «Интернационал дураков» – посмотри, во что я развернул эту тему.

Елена Елагина: Да, вглядываться ты умеешь. Так вгляделся в одиозную проблематику «двухсот лет вместе», что появилась «Исповедь еврея», с которой пришла уже настоящая слава.

Александр Мелихов: Для меня слава – это когда тебя на улице узнают, этого у меня нет. Но признание пришло, конечно, абсолютно несопоставимое. Количество рецензий, интереса со стороны радио, немножко даже ТВ, а славу раздают именно там. После «Исповеди еврея» начал я и в Москве печатать более или менее что хочу. В Питере я мог бы, наверное, печататься еще двадцать лет, и Москва бы не заметила. Это очень обидно. Но я, несмотря на весь свой петербургский патриотизм, все равно печатаюсь в Москве. Ужасно хотелось бы, чтобы и наши журналы имели такой же резонанс, но этого нет, потому что, прежде всего, ТВ там. И деньги там. Как говорит Валерий Попов, москвичи умеют копейку продать за рубль, а мы продаем рубль за копейку.

Сейчас я являюсь заместителем главного редактора журнала «Нева». Хочу возродить нашу публицистику – ведь у нас была хорошая школа публицистики. В традициях Герцена, сочетающая в себе художественность и глубину. И это все почти погибло. Такая публицистика нигде, кроме толстых журналов, существовать не может. Газеты гонятся за новостями – их нельзя за это упрекать. Выпускать публицистические работы отдельной книгой тоже невозможно – это не пользуется спросом. А вот для толстого журнала это в самый раз.

Елена Елагина: Вот в «Романе с простатитом» твоего героя мучает господство материи над духом. Но это проблемы внерелигиозного человека, для человека религиозного, воцерковленного, таких проблем вроде и не должно быть.

Александр Мелихов: А как же «дух бодр, плоть немощна»? А умерщвление плоти? А отшельники, которые не мылись, дабы не соблазниться собственной наготой? Если бы с воцерковлением исчезали искушения… В старой психиатрии был даже такой термин – хульные мысли: именно пламенно верующим лезли в голову навязчивые мысли о телесной природе церковных авторитетов – святой в сортире, праведница в бане…

Мой герой – романтик, то есть почти верующий. Его оскорбляют низкие телесные проявления и его самого, и его богини. Но вот герой «Настоящего мужчины», Иридий Викторович, наоборот слишком послушный: не мог взять в толк – как одна и та же вещь может быть и поэзией, и мерзостью. Об этом я даже спорил с ведущей в одной телепередаче: она утверждала, что виною всему ханжеская советская мораль, а я возражал, что пуританизм гораздо старше, он восходит к христианству.

Елена Елагина: Наверное, самый страшный роман Мелихова – это «Чума» (вот не побоялся повторить название романа Камю), и проблема в нем поднята чудовищная – наркомания. Помнится, я у тебя простодушно спросила, откуда это все берется? Откуда в человеке это желание уколоться и забыться? И ты сказал – от свободы. Я была поражена ответом. А совсем недавно прочитала у Михаила Веллера, что таким способом природа регулирует численность населения и отбраковывает негодящиеся к развитию маргинальные ответвления человечества. Мол, не волнуйтесь, дорогие граждане, само собой все устаканится и прекратится. Но попробуй это объяснить родственникам наркомана!

Александр Мелихов: Они не согласятся, прежде всего, потому, что слишком хорошо знают: эта чума губит и блестящих ребят. Да, и подонков, дегенератов тоже, но они-то как раз успевают оставить больше потомства, чем ответственные молодые люди. К несчастью, для чумы нет ни гения, ни дегенерата. Как и для чумы Камю. Я намеренно так назвал, чтобы еще раз переосмыслить. Ведь у Камю ужас приходит извне, а у меня самая страшная чума таится в нашей душе, внутри. Фашизм – коричневая чума, это все слышали. Но когда еще в «Романе с простатитом» я размышлял о конфликте простоты и сложности, я пришел к той формуле, что фашизм – это бунт простоты против ненужной и непонятной сложности социального бытия. Бунт простоты против сложности – одна из моих постоянных тем. И бунт приземленной примитивной реальности против мечты, против фантазии. Это и прагматизм, который убивает культуру, а с ней и жизнь, ибо жизнь покоится на красивых иллюзиях. Не зря мой герой-наркоман в постнаркотической тоске говорит, что играть стало не во что. Да, причина наркомании та же, что и причина самоубийств – свобода. Свобода от воодушевляющих грез. Один из источников наркотической чумы – сведение человека к его исключительно материальным интересам.

Елена Елагина: И к химическим процессам.

Александр Мелихов: – И к химическим процессам. Но человек, низведенный с высокого пьедестала, нежизнеспособен. Когда он перестает видеть себя чем-то великим, высоким, уникальным, потрясающе интересным, пускай с трагической судьбой, но ослепительно трагической – если он утрачивает эту упоительную сказку, то начинает искать упоения в химических препаратах. Обаятельный мальчишка становится наркоманом, превращается в чудовище, в аллигатора, и его отец, добрейший, застенчивый человек, убивает его, выбрасывает из окна. В общем, тоже превращается в аллигатора – это сквозной образ-символ.

Елена Елагина: О чем бы ни писал и ни говорил писатель Мелихов, непременно коснется подавляющей власти иллюзий. А в романе «Нам целый мир чужбина» твой герой пытается этому активно сопротивляться – и терпит крах. Признайся, этим романом ты смоделировал психологический эксперимент – не на живом человеке, а психологически достоверно на своем герое?

Александр Мелихов: Да, конечно. Но это обычный мой прием: герой доводит свою любимую мысль до самоотрицания. Он желает избавиться от глупых мечтаний, от выдумок, отсечь их как лишние ветви. И на склоне дней понимает, что это были не ветви, а корни – человек может жить только выдумками. Это моя программная вещь. Но она посвящена не столько подавляющей, сколько воодушевляющей власти иллюзий. Способность жить наследственными грезами – это и есть пресловутая духовность.

Елена Елагина: В последнее время ты все чаще и чаще вводишь – правда, на мой взгляд, гомеопатическими дозами – в свою прозу фантастические элементы. А впервые, насколько я знаю, это у тебя появилось в «Долине блаженных»? «Долина» ведь первая часть трилогии? «При свете мрака» – вторая, а третья – «Интернационал дураков».

Александр Мелихов: Там тоже есть элементы фантасмагории. Но впервые они появились, да, в «Долине». Герой осрамился, оказался пьяный в палатке у интеллигентной женщины, утром его тошнит, он выглядит отвратительно… Что я сам бы написал в реалистической манере? Герой удирает. А у меня: «Я нырнул в Днепр и вынырнул только на станции метро «Завод «Большевик»». Или: «Я спрыгнул с 11 этажа и ушел по колено в землю». Понятно, что человек в определенной ситуации и определенном состоянии совершает глупые поступки, однако не настолько глупые. Но с тех пор, как я понял, что даже самая реалистическая вещь имеет второй смысл – метафорический, я уже не боюсь использовать фантастический образ, который эту же метафору выражает более ярко.

Мне кажется, что сугубо реалистического искусства просто нет и быть не может, но есть выдумки, выдающие себя за реальность, а есть выдумки, которые не маскируются под реальность. Вот в этом, собственно, разница между литературой, использующей фантастические элементы, и литературой, не использующей их.

Елена Елагина: Мне кажется, в романе «При свете мрака» очень удачен образ современного Протея (именно Протея, а не Дон Жуана) – человека, по сути, без лица. Такой Дед Мороз, который каждой любящей его женщине из своего мешка достает именно то, что она, может быть, в своих снах себе и заказывала.

Александр Мелихов: Меня давно преследовал образ мужчины, который с разными женщинами разный. Причем это не соблазнитель и не сладострастник, наоборот – утешитель для каждой. Конечно, я мог бы написать его в реалистической манере: с одной он более деликатный, с другой – более авантюрный, с одной – интеллигентный, с другой – бывалый. В какой-то степени все мы с разными людьми играем разные роли. Но чтобы эту метафору сделать более отчетливой, я решил даже изменять ему внешность: то он дохлый очкарик, то – капитан дальнего плавания в наколках, то – мастеровитый мужик, который все может починить, то – интеллигент-теоретик, то – романтик, то – прагматик. И идея выразилась более отчетливо. Но вопрос в другом: может ли метафорическое произведение, которое использует фантазию, воздействовать так же сильно, как выдумка, притворяющаяся реальностью? Где грань, за которой понимаешь, что это игра, и перестаешь безоговорочно верить в героя? Я пришел к такому итогу: сходство с реальностью должно быть достаточно большим, чтобы мы поняли, о чем идет речь, но не настолько полным, чтобы пробудить критичность. Вот, пожалуй, те Сцилла и Харибда, между которыми должен проскользнуть сочинитель.

_______________________________________________________

Александр Мелихов – прозаик, критик, кандидат физико-математических наук, автор книг «Исповедь еврея», «Горбатые атланты», «Роман с простатитом» и многих других, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Елена Елагина – поэт, автор книг «Между Питером и Ленинградом», «Нарушение симметрии», «Гелиофобия», «Островитяне», член Союза писателей Санкт-Петербурга.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.