№11 2010


Содержание


Борис Краснов. Подвал. Стихи.
Татьяна Алферова. Спектакль. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Вера Веры. Рассказ.
Андрей Неклюдов. Капитан Морган. Рассказ.
Галина Гампер. Обратный отсчет. Стихи
Молодые голоса:
Элина Леонова. Караван. Стихи.
Вадим Шамшурин. Ночь наизнанку. Рассказ.
Кирилл Рябов. Птица жизнь. Рассказ.
Дмитрий Хоботнев. Навсегда. Рассказ.
Галина Илюхина. Болотный огонь. Стихи.
Голос минувшего:
Вера Шургая-Верейская. Книжных дел мастер. Статья.
Е. Матвеева, А. Толстиков. Таким мы его помним. Воспоминания.
Донецкие гости:
Валентина Ботева. Очаг. Стихи.
Пензенские гостии
Татьяна Кадникова. Куда летят собаки осенью? Стихи.
Михаил Устинов. Поэтическая вольность. Статья.
А. Беззубцев-Кондаков. Непредсказуемая реальность. Статья.
Петр Ильинский. Искушение и погоня. Исследование.
Русский мир:
Марьяна Голь (Израиль). Про жаркую страну. Рассказы.
Семен Каминский (США). Ангелы по пять. Рассказы.
Ольга Гришина (Бельгия). Завязь. Стихи.
Михаил Блехман (Канада). Творцы. Рассказ.
Борис Юдин (США). Удача. Запорожец. Рассказы.
Виталий Мельников. «То самое» Антона Чехова. Заметка.
Александр Мелихов. «Страсть дарит силы».(интервью Елены Елагиной)

SnowFalling

Елена МАТВЕЕВА Александр ТОЛСТИКОВ

ГОЛОС МИНУВШЕГО


ТАКИМ МЫ ЕГО ПОМНИМ

Воспоминания

Он идет по Петербургу, и полгорода с ним здоровается. Его знают художники, писатели, артисты, книжники, антиквары, коллекционеры, редакторы и издатели, вся творческая и не очень творческая интеллигенция, а также огромная читательская аудитория, потому что тиражи книг, проиллюстрированные братьями Трауготами, исчисляются многими миллионами экземпляров.

В длинном кожаном пальто, на голове велюровая шляпа с широкими полями, идет вразвалочку, грузно – в последнее время у него сильно болят ноги, но ходить с палкой Валерий Георгиевич Траугот не желает. Всегда аккуратно подстриженная седая борода и щегольски подкрученные усы, всегда костюм-тройка, галстук или бабочка. Крутой сократовский лоб, голубые глаза и взгляд – светлый, легкий, доверчивый, доброжелательный и открытый. Так смотрят дети. Но этот взгляд особенный: все подмечающий, даже малейшие детали, взгляд художника.

Валерий Георгиевич Траугот – стопроцентный интеллигент старой закваски, аристократ во всем – почти ископаемое существо в нашей циничной действительности. А вот руки у него совсем не аристократические, широкие, как у кузнеца или землекопа. Руки скульптора! Ведь по образованию он скульптор. Этими руками из большого куска жесткого кровельного железа в течение получаса он на наших глазах вырезал закрученную спиралью змею с воротником, украшенным чеканкой (это было 31 декабря, перед Новым годом – Годом Змеи), и она покачивалась своим грациозным железным туловищем и мелодично позванивала под елкой. Он вообще был человек мастеровитый: сам натягивал на подрамники и грунтовал холсты, любил плотницкий инструмент, очень радовался, купив хорошую дрель. Удивительно, как этими же ручищами он создавал нежные, прихотливые, воздушные и очень точные рисунки…

Таким мы его помним. Более двадцати лет мы знали друг друга, работали вместе в издательстве «Светлячок», а потом в маленьком издательстве «Царское Село», которое располагалось в его мастерской.

Желтые занавески на огромных окнах, стеллажи с книгами, лестница на антресоли, где набираются и верстаются книжки, столы с завалами журналов и рисунков. И посреди всего этого художественного беспорядка, на свободном пятачке стола, примостился со своими бумагами и кистями сам мэтр, в костюме с иголочки, в нарядной жилетке и галстуке, и, невзирая на редакционную суету и гам, сосредоточенно рисует.

В совместной работе Александра и Валерия Трауготов есть одна особенность, которая заставляет делать множество повторений и вариантов, потому что трудятся они без эскизов, карандаша и резинки. Исправить ничего нельзя. Часть рисунков пойдет в корзину – на выброс, часть – на их собственный конкурс, и победит самая точная по замыслу, самая изящная и непосредственная по исполнению. Они называют это французским словом «туше» – «прикосновение». Работа должна производить впечатление легкого прикосновения, полета пера или кисти.

На столах в мастерской, в ворохах рисунков все смешалось: град Петров и блокадный Ленинград, северные сказки и Мастер с Маргаритой, Карлик-Нос и Синяя птица. Шпили соборов протыкают кружевные облака, через речки перекинулись горбатые мостики, улочки заполнены пешеходами и каретами, а дома с высокими крышами населены: в окнах маячат любопытные лица, дремлющие кошки, горшки с геранью. Здесь обитают античные боги и богоподобные люди, кони, львы и прекрасные мифические создания – кентавры и сирены. Все переплелось в хороводе страстей и драматических событий.

Или приходит Траугот в мастерскую и говорит: «Только что купил воспоминания дочери Столыпина, открыл в метро и тут же наткнулся на любопытную сцену, связанную с моим дедом». А ведь сцена-то и в самом деле прелюбопытная.

«Мысленно переживая эти последние месяцы жизни моего отца, вспоминаю я один удивительный случай.

Бывал у папá доктор Траугот, бывший товарищ папá по университету. Они не видались со студенческих времен и встретились снова в бытность моего отца уже премьером, когда Траугот обратился к папá официально по поводу какого-то дела. Но официальные отношения сразу были отброшены, и этот доктор продолжал бывать в доме в качестве друга.

Приезжаем мы раз в Колноберже, и папá, здороваясь, сразу говорит мне спокойным, самым обыкновенным голосом:

– Знаешь, Траугот умер.

Я спрашиваю:

– Была телеграмма?

На что папá так же спокойно, будто дело идет о самой обыденной вещи, говорит:

– Нет, он сам явился ко мне ночью, сказал, что умер, и просил позаботиться о его жене.

А потом мамá рассказывает, что папá ночью разбудил ее и сказал, что Траугот умер.

Вечером того же дня была получена телеграмма с этим же известием. Надо прибавить, что менее суеверного и склонного к каким бы то ни было мистическим переживаниям человека, чем мой отец, трудно было сыскать».

В генеалогическом древе Трауготов можно найти известных ученых, военных, писателей, врачей. Отец был известным художником, и в семье рисовали все: мама, брат мамы. Не удивительно, что маленькие Александр и Валерий взяли в руки карандаш раньше, чем научились читать и писать. У отца, Георгия Николаевича Траугота, отношения с властями были довольно напряженные, он имел свойство говорить то, что думал, и на собраниях не голосовал, как было предписано. Его клеймили за формализм, а сыновьям не дали учиться в Академии художеств, Валерий вынужден был уехать на учебу в Москву.

И воспитали братьев Трауготов не по-современному. Когда в комнату входила женщина, Валерий Георгиевич вставал, несмотря на то, что далеко не все женщины понимали, почему он это делает, а многие просто не замечали. Говорил он с дворником или водопроводчиком так же внимательно, как с каким-нибудь профессором. Так же серьезно говорил и с детьми. Однажды к нему привели восьмилетнюю девочку с интересными рисунками, и в разговоре с ней Траугот выяснил, что она никогда не была в Русском музее и представления не имеет о существовании Брюллова или Репина. И тогда он взял ее за руку и повел в музей, водил по залам, рассказывал о художниках.

Примеров такой душевной щедрости можно припомнить много. Траугот с большой охотой делился не только своими знаниями, но и своим временем. Однажды, тоже перед Новым годом, он долго сосредоточенно клеил и разрисовывал футляры для книжки-малютки «Сонеты» Шекспира, только что вышедшей у них с братом. Так он готовил подарки для тех, кто должен был прийти в мастерскую справлять Новый год.

Он владел скорочтением. Книги буквально «глотал», но при этом запоминал даже мелкие подробности. С этой его особенностью мы постоянно сталкивались. Его с полным основанием можно было назвать энциклопедистом: знания были огромны и разнообразны, он прекрасно знал литературу и историю, особенно увлекался античностью. И был Траугот не только умным, но и остроумным человеком, ему нравилось слушать и рассказывать веселые истории.

Однажды мы вместе с ним поехали по издательским делам в Москву. В столицу прибыли большой группой на редакционном автобусе. В качестве поощрения за прилежную работу взяли с собой молоденькую верстальщицу, которая никогда не была в Москве. Она бы и не увидела Москву, в лучшем случае добралась бы до ГУМа. Однако Траугот решил расширить ее кругозор. Он повел ее по городу: по Тверской на Красную площадь и дальше, рассказывая обо всем, что видели. У храма Христа-Спасителя неожиданно столкнулись с большим начальником питерского Союза художников. Какая встреча! Траугот представляет: «А это наша сотрудница!» Повисла пауза, начальник оценивающе осмотрел девушку, а потом сказал с пониманием: «Одобряю». Для Траугота – удовольствие на весь день. И даже вечером, посмеиваясь и потирая руки, он говорил: «Завтра он приедет домой, и весь Союз художников, и весь Петербург будет говорить про мою сотрудницу!»

В тот же день случилась еще одна знаменательная встреча. Идут по улице, навстречу бомж. «Помогите, чем можете, бедному художнику». Траугот роется в карманах своего длинного светлого плаща, выгребает всю мелочь и ссыпает ему в руки. И тогда бомж, обращаясь к юной спутнице Траугота, проникновенно сказал: «Ну вот, а ты говоришь, что у него нет сердца…» Этот случай Траугот потом часто вспоминал.

Его веселила история, которая произошла на одной из выставок. Подошла к нему пожилая женщина, явно старше его по возрасту, и взволнованно говорит: «Как я рада, Валерий Георгиевич, что наконец-то увидела вас! Ведь я выросла на ваших книжках…»

Однажды на стене лестницы, где находилась редакция детского журнала, он нарисовал большого кентавра, трубящего в рог. Два часа гулял кистью по штукатурке. А в графической мастерской на Васильевском острове, в подвальном белом оштукатуренном помещении с низкими потолками, где были выставлены иллюстрации братьев Трауготов к «Науке любви» Овидия, он нарисовал пять кошек. Как живые, они непринужденно сидели и ходили у самого пола, одна - хвост трубой - огибала, обтекала угол. Была там черная кошка, была пестрая, была сиамская… Точно схвачены движения и особая кошачья грация. Он любил кошек, а также слонов, бурундуков, собак, крокодилов и всех-всех животных. У него был талант анималиста. С детства он ходил в зоопарк рисовать животных, а взрослым знал всех обитателей нашего зоопарка по именам. Любил цирк, дружил с Запашными.

«Художников, создавших знаменитые торговые марки, знают во всем мире, они заработали на них огромное состояние. А ведь о тебе никто и не вспомнит», – полушутя, говорил Валерий Траугот, сидя со своим приятелем-художником в одном из питерских ресторанов. Разговор был не случаен: ликероводочный завод заказал художнику торговую марку для своей продукции. Композицию художник придумал: бегущий олень на фоне восходящего солнца. Солнце он изобразил, а олень не получался. Тогда-то Траугот в течении пяти минут изобразил на салфетке бегущего оленя, да так, что бежит он и по сей день на водочных этикетках завода «Ливиз».

Валерия Георгиевича Траугота отпевали хмурым октябрьским днем там же, где и крестили – в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Когда гроб выносили, вышло солнце и зазвонил колокол – Петербург прощался с художником.

Печален вид осиротевшей мастерской на Васильевском. Голые стены, пыльные книги, банки с засохшей краской. Но в памяти все живо. Большие полотна и поменьше, все удивительно яркие. Рисованные плакаты выставок. На мольберте огромное полотно: булгаковская Маргарита летит в синей ночи над Москвой.

Над столом, за которым когда-то и пировали и рисовали, и говорили без конца, большой портрет Александра и Валерия Трауготов, в правом углу четверостишие: «Движимый раскаянием, я за все плачу, не хочу быть Каином, Авелем хочу».

А в прихожей, на вешалке, так и висит одинокая велюровая шляпа с широкими полями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________

 

Валерий Георгиевич Траугот (1936 – 2009) – российский книжный график, участник творческого содружества Г.А.В. Траугот (с отцом Георгием и братом Александром), член Союза художников России. Всего художники проиллюстрировали более 200 книг, на различных творческих конкурсах получили более 30 дипломов, их работы находятся в музеях и частных коллекциях России, Европы, США и Израиля.

Валерий Траугот был другом редакции журнала «Северная Аврора», его творчеству посвящен № 3 журнала за 2006 год.

Елена Матвеева – прозаик, автор книг «Асфодель – цветок смерти», «Сальто-мортале на голову слона», «Черновой вариант» и других, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Александр Толстиков – прозаик, автор книг «Венецианский странник», «Звезда Улугбека», «Гражданин небесного отечества» и других, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

 

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.