Николай ГОЛЬ |
ЯПОНСКИЙ БОГ
В Киото есть храмик – всего ничего. Украшены свастикой стены его – Для Будды естественный символ: «Здесь-де восходящего солнца страна, От коего, дескать, вся жизнь рождена, Что и подтверждается сим, мол». Для нас же солярного знака излом Паучьей опасностью дышит и злом, Хоть нам и известен генезис Крестовой символики, вовсе не злой, Но тут наносной доминирует слой, Как Вайль бы сказал или Генис. Ну, пусть не сказали бы – дело не в том, А все же признаемся: страшный тевтон Нам памятен; это меняет Семантику знака: отдушки не те, И Будда, с нацистом сроднясь во кресте, По-моему, в чем-то теряет. В любом из евреев – и в каждый момент – Арахнофобический жив рудимент, И ужас на сердце нисходит: Ведь то, с чем входила к нам свастика та, Как с гуся вода или с Васьки-кота Линялая шерстка, – не сходит. При этом в мозгу непрестанно звучит: «Дахау, Хатынь, Бабий Яр, Моабит, Треблинка, Освенцим», – как будто Сто лет не прошло (так и правда ж, не сто), Никто не забыт, не забыто ничто, Хайль Гитлер, и был ли капут-то? О, генная память всегда под рукой, И мнится: возможен сценарий такой, Что зрители вздрогнут и ахнут… Но будут ли зрители в этом кино, Где Будда, одернув свое кимоно, Пролает молящимся: «Ахтунг!»?
Октябрь уж наступил…
Ветра к осенней дате оскопили курчавый лес. Кровавая заря, а также листьев дактилоскопия свидетельствуют против октября. Но, будучи субстанцией природной И приходящей в сроки, что ни год, Он мыслит эту логику негодной, И за собой вины не признает, И говорит, что действовать иначе Он не имел ни времени, ни сил И рамок предназначенной задачи Ни на полшага не переступил; Он говорит, что так всегда и будет, Как предначертано календарем, И ежели сейчас его осудят, То что же станут делать с ноябрем? И в этом видно правду, как во всякой Логичной речи, четкой и простой, И голый лес, застывший раскорякой, Развел руками перед Судиёй.
Новый стиль
Курчавым будучи и юным, я сочинять стихи умел и к поэтическим перунам предрасположенность имел. Гордясь призванием поэта, не без лирической тоски я рифмовал и то, и это, приподымаясь на носки; стремясь к изысканности тона, на перепутье всех дорог я, как на стул, во время оно взбирался на высокий слог. Но, полысев средь вихрей бурных, стоять, освоив пьедестал, на несколько карикатурных котурнах как-то подустал. Теперь пришла пора другая. Я не пылаю, не горю, а хладнокровно излагаю и по-простецки говорю: все пройдет, как с белых яблонь, так как жизнь – всего лишь миг. Хорошо еще, что я, блин, это вовремя постиг.
Творческие планы
Напишу-ка роман со стрельбой, С авантюрно-кровавым сюжетом, Экшн эдакий, фикшн какой… Впрочем, даже не будем об этом. Чем, словесную плоть теребя, Возбуждать вожделенье невежи, Лучше мне говорить про себя (а не вслух) про себя и себе же.
Предварительные итоги
Пора подытоживать: что ты за гусь? К себе пригляжусь и в себе разберусь, Итог подведу, как дотошный биограф: Жена моя – Русь, Весна моя – гнусь, И только одно утверждать не берусь: Сестра моя – жизнь или кинематограф?
* * *
Когда тебе за пятьдесят, не напрягай напрасно нервы: никто не даст за пятьдесят – не то что граммов, но и евро. Ушла рысистость, меркнет глаз, тускнеет шерсть, редеет грива, не тот аллюр, не тот окрас, и бабки стали некрасивы. Но не угас былой огонь, и если спросишь ядовито: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где отбросишь ты копыта?» – я, подтянув свою супонь, отвечу ржаньем: «Да иди ты!»
_______________________________________________
Николай Голь – поэт, переводчик, публицист, автор книг «Речевая характеристика», «Наше наследие», «55 экземпляров» и других, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
|